Серия Heritage началась с одного классического NineT и постепенно увеличилась до пяти моделей. Насколько они разные. Может, просто разные обёртки, а начинка внутри одна и та же? Давайте исследуем это семейство.
Может ли успешный и состоявшийся мужчина подарить самому себе на юбилей часы Ulysse Nardin ? Конечно, может, ведь от коллег и родственников нужного и греющего душу подарка не дождёшься… BMW R NineT – очень похожий шаг. Компания BMW самой себе на 90-летие марки подарила красивый и интересный мотоцикл, построенный по классическим канонам оппозитного мотоциклизма и эксплуатирующий тему ностальгии и гордости.
Удивительно, что такая вещь в себе, задуманная исключительно в качестве юбилейной модели, выпущенной ограниченным тиражом, вдруг стала настолько популярной и успешной в плане продаж, что в первый год выпуска производственные планы пришлось пересматривать в сторону увеличения, а потом не прекращать выпуск, а, наоборот, наращивать его. Так достаточно специфический мотоцикл стал прародителем целого семейства в модельном ряду BMW Motorrad – Heritage .
Vintage “21”

Самый первый NineT задумывался как простой и «железный» мотоцикл, построенный по канонам «серебряного века» мотоциклизма, который длился с середины 30-х по середину 60-х годов ХХ века. Именно в это время окончательно сформировалась компоновка и эргономика современного мотоцикла, а также появились технические решения, эксплуатируемые до сих пор.
По задумкам конструкторов NineT – простой и железный мотоцикл, лишённый электроники. Такой «тёплый-ламповый», практически виниловый. Из достижений конца ХХ века только АБС, без которой нельзя продавать большеобъёмные мотоциклы в Европе, а также электронный впрыск, чтобы вписаться в нормы Евро-3 (а теперь и Евро-4). Ни трекшна, ни квикшифтера, ни круиз-контроля, ни электронной подвески, ни переключаемых карт зажигания предусмотрено не было.
Но при нарочитой внешней простоте мотоцикл был интересен с технической точки зрения. У него алюминиевый бензобак, перевёрнутая вилка с перьями диаметром 46 мм, взятая от литрового спортбайка S 1000 RR , но лишённая регулировок, современные размеры резины 120/70–17 + 180/55–17, плюс присутствует возможность лёгкой трансформации в укороченную одноместную версию путём снятия части заднего подрамника с пассажирским сиденьем.
На третий год производства под натиском покупательских запросов трекшн-контроль всё-таки появился в штатной комплектации.
Pure

Популярность модели у кастомайзеров, выбиравших NineT как базу для «корчевания», привела к выпуску упрощённой и удешевлённой модели Pure . У неё обычная неперевёрнутая вилка с диаметром перьев 43 мм, тангенциальные передние тормозные скобы, отсутствует стакан тахометра в приборной панели, бензобак стальной, а подрамник сиденья пассажира не легкосъёмный, а установлен жёстко. Ну и колёса литые, а не спицованные.
В действительности, именно Pure наиболее точно вписывается в изначальную концепцию «простой и железный». Он, действительно, упрощён и лишён красивостей и излишеств. Да и по цене он выгодно отличается от собратьев по семейству Heritage . В качестве мотоцикла на каждый день с перспективой постепенно дорабатывать его под себя в плане дизайна он будет лучшим выбором. Но и в штатном исполнении он хорош.
Racer

Зачем надо было выпускать в 2017 году Racer в ретрообтекателе с низкой спортивной посадкой и вынесенными назад подножками водителя, стало понятно только в 2018 году, когда на этих мотоциклах начал проводиться кубок Boxer Cup . На 2018 год запланировано шесть этапов. Все гонщики будут выступать на одинаково подготовленных NineT Racer , так что победит сильнейший гонщик, а не наиболее квалифицированная команда механиков.
В таком разрезе предназначение Racer становится понятным и логичным, потому что в реальной жизни с ним очень нелегко – поза за рулём с сильным наклоном вперёд к низким и далёким клипонам руля и отнесёнными назад ногами неудобная: руки и спина начинают затекать и болеть уже через час езды. Другое дело на треке – там это всё уместно.
От Pure мотоцикл отличается наличием тахометра, лобовым обтекателем с зеркалами, закреплёнными на нём, штатным «горбиком» на сиденье пассажира. Мотоцикл сделан одноместным – для пассажира подножки не предусмотрены, плюс усиливающий кронштейн поддержки второго сиденья не установлен.
Scrambler

Scrambler – это попытка монетизации ностальгии у поклонников внедорожного использования мотоцикла. В техническом плане он похож на Pure с удлинённой вилкой, 19” передним колесом и увеличенным ходом подвески. Выхлоп на Scrambler сразу ставится высокий (он доступен для всех NineT в качестве опции), а сиденье обито коричневой кожей.
Мелкие детали типа резиновых гофров на перьях вилки или коричневого сиденья удачно дополняют внешний вид мотоцикла, придавая ему внедорожные черты. Размеры колёс выбраны как у R 1200 GS последнего поколения – 120/70–19 + 170/60–17, так что с выбором резины сложностей не будет: в этих размерах есть и совсем асфальтовые, и 50/50, и внедорожная «шашка».
Рассматривать «Скремблера» как альтернативу R 1200 GS нет смысла – всё-таки в плане эргономики, ветрозащиты и ходов подвески NineT Scrambler уступает. Но как транспорт выходного дня с лёгким внедорожным потенциалом он неплох.
Urban GS

Если Scrambler – попытка создать что-то в абстрактном стиле внедорожных мотоциклов середины ХХ века, то Urban GS – это трибьют совершенно конкретной модели мотоцикла R 80 GS , бывшим первым серийным мотоциклом двойного назначения в модельном ряду баварской компании. Да по большому счёту и в мире тоже. Он стал легендарным благодаря своей надёжности, комфорту и проходимости. Он стал родоначальником класса турэндуро.
От самого первого R 80 GS взяты красное сиденье, пластиковая маска над фарой и высокое крепление крыла к нижней траверсе. А ещё расцветка мотоцикла с сине-голубыми наклейками на бензобаке. Стиль выдержан очень достойно: узнаваемо, но без китча.
В техническом плане Urban GS не отличается от Scrambler , разве что красное сиденье немного повыше, чем коричневое.
Отличия

Самый первый NineT , который на перевёртыше, мотоцикл очень красивый и стильный. При этом он бодро едет и очень достойно управляется. Благодаря жёсткой и короткой вилке на торможении он уверенно переносит весь свой вес на переднее колесо и рулится буквально вокруг него – чётко и точно. В нём нет расхлябанности и гибкости. С другой стороны, жёсткость подвесок не лучшим образом сказывается на удобстве: в дальней дороге мотоцикл изматывает, и туловище уже после второй заправки просит чего-то более комфортабельного.
Может быть, Pure и не такой чёткий, как первый NineT , но он лучше приспособлен для повседневной жизни. У него более комфортабельные подвески, чуть короче база и острее наклон передней вилки. Он поворачивает сам по себе, а не разворачивается с опорой на переднее колесо. Он нейтрален и предсказуем. Именно Pure я бы взял себе в гараж, разве что при заказе выбрал бы спицованные колёса, а не литьё.
NineT Racer – это вещь в себе. Да, он красивый, но практичность в нём отсутствует напрочь. На нём неудобно ездить в городе. Он подходит только для классического каферейсинга. Но и это его предназначение продумано не до конца: какой смысл приезжать первым, если увезти пассажирку домой ты не сможешь? Но стиль – да! Этого не отнять. Красивый.
Поведение Scrabmler на резине Karoo -3 категорически не понравилось. Шашка обуславливает нестабильность и «плавание» при езде по прямой, а также посредственные сцепные свойства в поворотах. Ехать на такой резине по асфальту некомфортно и даже опасно. Да, она хорошо вписывается в стиль мотоцикла, но удовольствие от вождения, как мне кажется, важнее. При установке новых Karoo Street или Pirelli Scorpion Rally STR и внешний вид бы не пострадал, и сцепные свойства были бы на высоте.
Увеличенные на 5 мм спереди и 20 мм сзади ходы подвесок сделали Scrambler ещё более комфортным и индифферентным к качеству асфальта под колёсами, а выросший почти на 3° угол наклона передней вилки обеспечил более спокойную рулёжку и чопперную стабильность при движении по прямой. Плюс по гравийкам и сухим грунтовкам можно уверенно ехать.
Urban GS , он как Scrambler , но с более высоким сиденьем и похож на R 80 GS . Он понравится поклонникам старых «Гусей». Он не абстрактный и собирательный образ баварского оппозита, как остальные NineT . Он совершенно определённый и конкретный. Может, он и выглядит неоднозначно на фоне братьев, и его пластиковая маска на фаре – совсем анахронизм, но в нём тоже есть душа и яркий стиль.
К сожалению, на Scrambler и Urban GS стоят такие же рули, как на Pure . Для езды в стойке они низковаты – приходится сгибать спину. Поэтому совсем уж внедорожными их назвать сложно. И ходов подвесок не хватает, и эргономика подводит. Но подобрать руль «по размеру» не очень сложно. Всё это легко кастомизируется.
Racer совсем спортсмен, NineT Vintage спортивен, а Pure – обычный городской мотоцикл. Scrambler мягче и вальяжнее, он наиболее полно раскроется на плохом асфальте и на гравийке. Urban GS такой же, как Scrambler , но с более высоким сиденьем и внедорожным внешним видом. У них одинаковые моторы, рамы и баки, но все эти пять мотоциклов пусть немного, но отличаются друг от друга. И это хорошо, когда есть выбор.
Заключение
Те люди, у кого были классические оппозиты середины ХХ века, уже не в том состоянии здоровья, чтобы купить себе новый NineT . Целевой аудиторией этих мотоциклов будут, скорее, дети тех людей. У них остались в памяти воспоминания о пахнущем бензином и выхлопом папином мотоцикле, о поездках пассажиром за широкой спиной отца, о цыкающих звуках, которые горячий мотоцикл издавал, остывая после поездки, в гараже. Может, о фактах тихого семейного воровства, когда втайне от родителей ты ездил на этом мотоцикле. А может, и более сильные воспоминания о том, как это было обнаружено родителями или, не дай бог, полицией.
А ещё NineT – по-настоящему железный мотоцикл. Он создан по тем канонам, по которым строили технику до наступления эры глобального «потребительства». Крепко, надёжно, на века. В NineT не заложен ресурс только до конца гарантийного срока. Его можно один раз купить и потом владеть им десятилетиями, не задумываясь о потерях при трейд-ине и об обмене с доплатой. Просто ездить в своё удовольствие, катать на нём детей и внуков, прививая с детства любовь к правильным вещам. Это правильный мотоцикл, настоящий. Сейчас таких почти и не осталось.
Мотоциклы предоставлены на тест представительством BMW Motorrad в России, www.bmw-motorrad.ru
< Оплот демократииИз чего же, из чего же… >