Суперсток и супербайк

Суперсток и супербайк

Трековые BMW S 1000 RR

Текст: Николай Богомолов
Фото: BMW Motorrad

BMW Motorrad продолжает традицию показа своих гоночных мотоциклов журналистам. Прессу со всего мира собрали в испанском Хересе, на трассе мировых чемпионатов через несколько дней после окончания этапа WSBK и дали поездить на двухколёсной технике, прошедшей в этом сезоне через самые престижные гоночные серии. Пять мотоциклов, пять конфигураций, одна основа, BMW S 1000 RR.

Targobank Easyrace SBK Team / BMW S 1000 RR SBK – CEV

CEV #7 Superstock BMW S1000RR

CEV – один из локальных чемпионатов, уровень которых на самом деле значительно выше, чем у обычного национального междусобойчика. Испанский чемпионат даже формально имеет статус европейского, а фактически там собираются сильнейшие гонщики планеты. Именно из CEV вышли Хорхе Лоренцо, Марк Маркес и даже Кейси Стоунер, хоть он и родился на другом конце Земли. Наиболее престижные классы – Moto 3 и Moto 2, но и Superbike пользуется большим авторитетом. В этом сезоне BMW S 1000 RR под управлением Максимилиана Шайба выиграл две гонки, в общей сложности девять раз побывал на подиуме и в итоге занял девятое место в чемпионате.


Несмотря на супербайковский статус, модификация мотоцикла серьёзно ограничена. Конструкция двигателя практически полностью соответствует стандартной, самое серьёзное изменение на «железном» уровне – полная выпускная система Arrow . Зато большая работа проведена по настройке электронных параметров с помощью программного обеспечения BMW Race Power Kit и Race Calibration Kit .


В результате по сравнению со штатным мотоциклом злости заметно прибавилось. И без того быстрый S 1000 RR стал ещё быстрее и резче. В какой-то момент на холмистом участке при заходе на спуск он даже попытался перевернуться через заднее колесо. Но Wheelie удаётся аккуратно гасить с помощью очень полезного устройства, рычага заднего тормоза, вынесенного под левый большой палец. Также эта система полезна в элементах высшего пилотажа, вроде поддержания высоких оборотов в наклоне с постепенным добавлением тяги за счёт отпускания тормоза, а не прибавления «газа». Но это уже инструмент профессионалов, а ездокам попроще хватит и возможности просто эффективно тормозить всеми колёсами, не задействуя правую ногу. Поскольку пилот компактен, при росте 180+ сидеть на мотоцикле не очень удобно, приходится сильно складываться. Почему-то стоят очень короткие подножки, так что нога с непривычки теряет опору.


Tyco BMW / TAS Racing / BMW S 1000 RR STK-IOM TT

IOM #4  Superstock BMW S1000RR

Гонка Isle of Man Tourist Trophy – одно из главных спортивных событий для BMW Motorrad . В этом сезоне самые быстрые спортбайки оказались в руках самых быстрых пилотов. На S 1000 RR сели Майкл Данлоп и Иэн Хатчисон. Напарниками их не назовёшь, поскольку представляют они разные команды. Возможно, такая конкуренция и позволила добиться рекордных результатов. В IOMTT -2016 Данлоп установил рекорд средней скорости круга в 215,5 км/ч и выиграл обе гонки Superbike . Хатчисон стал в них вторым, но заработал победу в Superstock и по сумме очков получил главный приз Joey Dunlop TT Championship . А баварцы выиграли во всех зачётных классах IOMTT -2016 для «литровых» мотоциклов.


Поскольку супербайк Данлопа мы уже пробовали год назад, в Херес из Британии привезли S 1000 RR Хатчисона, подготовленный по регламенту Superstock . Его попробовать было даже интереснее, поскольку с мотора каким-то образом нужно «снимать» много мощности, при этом регламент модификации должен вроде как серьёзно ограничивать.


На самом деле двигатель у этого «стока» подготовлен сильнее, чем у многих супербайков. Поршни остались стандартными, что, по идее, должно само по себе ограничивать от раскрутки до небывалых мощностей. Тем не менее, даже при таком естественном ограничении британцы поменяли внутри достаточно много деталей, а голову блока цилиндров серьёзно доработали. На низких оборотах он очень дружелюбен, почти как стоковый мотоцикл. Но стоит подержать ручку «газа», начинается ураган. В плане разгона он несколько уступает версии Superbike , на которой мы ездили год назад, но всё равно это невероятно быстрый мотоцикл, с которым надо быть очень аккуратным. Странно работает квикшифтер. Вниз, в отличие от всех остальных мотоциклов из обзора, но не переключает вообще, вверх – очень неохотно, только если ехать с открытым до предела «газом». Задний тормоз, как и в испанском супербайке, перенесён на руль, лапка с правой подножки ликвидирована полностью. Подвеска здесь тоже не совсем «суперстоковая» в привычном понимании. Вилка заменена полностью, какая допускается не во всех супербайках. При этом работает ходовая гуманно, практически как на дорожных мотоциклах. Что неудивительно, поскольку ездит мотоцикл по дорогам общего пользования, хоть и очень быстро.


Penz13.com BMW Motorrad Team / S 1000 RR SBK - EWC

EWC #13 Superbike BMW S1000RR

Эндуранс – одна из любимых дисциплин BMW Motorrad . Даже когда у баварцев не было никакой кольцевой программы, в Ле-Мане, Ошерслебене и Судзуке выступали оппозитные мотоциклы, удивляя зрителей причудливым светом фар, закреплённых на торчащих в стороны цилиндрах. С появлением S 1000 RR присутствие в гонках на выносливость стало куда более представительным. Мотоцикл неплохо выступал в стоковом классе, а в этом сезоне добился некоторых успехов в Superbike , завоевал поул в «24 часах Ле-Мана» и итоговое третье место в «Восьми часах Ошерслебена». Также он примечателен тем, что в команде механиков работал наш соотечественник Андрей Иванов.


Главная внешняя отличительная черта мотоцикла WEC – фары. Они настоящие и они работают, поскольку гонки идут в том числе ночью. Соответственно, вся эта иллюминация снабжена большим количеством переключателей на руле и рядом. Других кнопок тоже достаточно, есть что понажимать пилоту во время долгого заезда. На гонках Endurance случаются падения, причём это штатная ситуация, после которой нужно доехать до боксов, чтобы механики максимально быстро починили мотоцикл. Когда весь заезд идёт 24 часа, потеря нескольких минут не является критичной. Поэтому при постройке мотоцикла преследуют две важные цели, которые в коротких гонках игнорируют: мотоцикл должен быть максимально крепким и пригодным к быстрому ремонту. Поэтому наиболее уязвимые детали вроде подножек, клипонов, пластика, вилки оптимизированы под быстрый демонтаж. Даже в тормозные шланги врезаны разъёмы, которые позволяют моментально снимать и ставить суппорты без прокачки системы.


В ездовом плане мотоцикл тоже удивляет. Вроде бы для многочасовой езды его должны делать как можно более стабильным. На практике он очень валкий. Настолько, что трудно даже ехать по прямой, постоянно пытается упасть. Каждое, даже самое незаметное движение рулём вызывает нервную реакцию всего шасси. Явление это в гоночном мире распространённое, за пару кругов появляется привыкание. В остальном мотоцикл удобный, сразу видно, эргономика рассчитывалась, чтобы пилот как можно дольше сохранял запас сил. На нём хорошо отдыхать, облокотившись животом на большой бак и уперевшись руками в широкий руль. Поскольку скорости здесь немного ниже, чем в спринтерских гонках, и режимы езды менее изматывающие, кривая крутящего момента сдвинута вниз. Поэтому двигатель кажется более мощным, чем у других мотоциклов, хотя на практике мощности меньше.



Althea BMW Racing Team / BMW S 1000 RR STK – FIM STK 1000 Cup

STK1000 #35 Superstock BMW S1000RR

Класс FIM Superstock принёс BMW Motorrad первый большой успех в современной шоссейно-кольцевой программе. Вскоре после выхода S 1000 RR Айртон Бадовини выиграл чемпионат с нереальным преимуществом, чем сделал новому мотоциклу отличную рекламу. Особенно среди любителей, которые как раз и ездят на технике такого уровня. В этом году S 1000 RR снова отличился в «Суперстоке». Рафаэле Де Роза три раза стал третьим, два раза выиграл этапы и в итоге занял первое место в зачёте чемпионата. Чем ещё раз продемонстрировал, что стоковый мотоцикл может ехать очень быстро.


Требования к конструкции в FIM Superstock очень жёсткие. Мотоцикл должен быть максимально приближен к магазинному. Если не считать пластик и органы управления, которые на ходовые качества не влияют, меняется строго ограниченный набор деталей вроде амортизатора, картриджей вилки (с сохранением оригинальных внешних труб), тормозных колодок (с сохранением суппортов). Электроника и программное обеспечение – только доступные обычным пользователям. И в этом плане BMW серьёзно выигрывает у конкурентов. На S 1000 RR ставится железо, позволяющее с помощью специального «софта» (продаётся у каждого дилера) очень глубоко залезать в настройки мотоцикла. У него есть и серьёзные возможности даталоджинга, без которого современный кольцевой мотоспорт не может полноценно работать. В результате получился мотоцикл вроде бы несложный и недорогой, но всё равно очень быстрый. В отличие от мегафорсированных супербайков он ровно работает и хорошо контролируется. В целом функционирует как стандартный, то есть понятно не только гонщику топового чемпионата, но и обычному смертному.


Althea BMW Racing Team / BMW S 1000 RR SBK Worldsbk

WorldSBK #81 Superbike BMW S1000RR

Успехи BMW в World Superbike ощутимо скромнее, нежели в других гоночных сериях. Что неудивительно, поскольку производитель то приходил, то уходил, а сейчас снова обосновался в классе самых быстрых гоночных мотоциклов, построенных на базе штатных. В этом сезоне перспективный гонщик Хорди Торрес три раза становился четвёртым, а лучшим результатом его напарника Маркуса Райтербергера стало пятое место. Нас долго пугали, что мотоциклы World Superbike задушат и максимально приблизят к стоковым. Пугали зря. Моторы по-прежнему можно серьёзно дорабатывать, так что в сочетании с серьёзной мощностью стандартного варианта получается более чем достаточно, чтобы ехать в первой пятёрке чемпионата мира.


А обычному человеку, не отягощённому багажом большого спорта, характеристик двигателя даже слишком много. Тем более основную массу лошадиных сил собрали в верхней части рабочего диапазона. Снизу мотор нервный: поначалу едет медленно, потом начинает резко выстреливать. Даже выехать с пит-лейна было непросто: нейтраль не ловилась, пришлось заводиться и стартовать уже на передаче, потом мотоцикл дёргал двигателем и при этом хотел завалиться, поскольку ходовая часть рассчитана на повороты даже больше, чем у чрезвычайно валкого супербайка серии World Endurance . На треке становится спокойнее. Раскрутившись за 10000 оборотов, двигатель обретает предсказуемость и ровность работы. Только раскручивать его до красной зоны, как делает элита, боязно: разгон становится более интенсивным, чем нужно. Ещё и ручка «газа» очень короткая. Такую хорошо иметь на «шестисотке», но при мощности 220+ хочется больше контроля. К ходовой тоже надо привыкать. В рамках нескольких кругов, которые нам выделили для знакомства с этой техникой, прочувствовать особенности гоночного шасси высочайшего уровня оказалось нереально. Только перестаёшь бояться и начинаешь немного прибавлять, как уже пора ехать в боксы. Одно ясно точно: это мотоцикл не для медленной езды. Если на «стоках» любитель чувствует себя комфортно и понимает, что делать, S 1000 RR WSBK сложен и непонятен, мотоцикл, на котором нужно специально учиться ездить.


Гоночная программа BMW Motorrad

BMW Motorrad – самый молодой из крупных производителей, участвующих в шоссейно-кольцевых мотогонках. Если не брать соревнования из далёкого прошлого и отдельные эксперименты со штучными «оппозитами», современной баварской «кольцевой» программе всего семь лет, как и спортбайку S 1000 RR . Её суть несколько отличается от того, что делают конкуренты. BMW не стремится любой ценой заполучить победу в спорте высших достижений, в MotoGP завод не представлен вообще, поддержка WSBK намного скромнее, чем у других гигантов индустрии. Вместо этого ресурсы уходят на увеличение присутствия в национальных чемпионатах и любительских сериях. Развитие идёт с разных сторон. Для облегчения работы с техникой предусмотрена техническая поддержка. Даже в стандартной комплектации мотоцикл способен ездить очень быстро. А с помощью готовых наборов из «железа» и программного обеспечения, которые продаются у дилеров, он доводится до уровня, позволяющего занимать высокие места в локальных и международных чемпионатах. Что подтверждается профессиональными гонщиками, использующими те же Race Calibration Kit и Race Power Kit , что доступны любому владельцу S 1000 RR . 


Современное гоночное оборудование мало купить, его надо настроить. Чтобы облегчить процесс, предусмотрен штат консультантов. Они отвечают на вопросы по телефону и электронной почте, при острой необходимости могут удалённо настроить электронику. Другое направление – формирование гоночного сообщества. BMW Motorrad Race Trophy – это что-то вроде заочного чемпионата для пилотов S 1000 RR . Они выступают в своих гоночных сериях, набирают очки, которые суммируются по особой системе с использованием коэффициентов. В конце сезона собирается единая таблица, и лидеры получают денежное вознаграждение, покрывающее часть затрат на сезон. Такая политика работает несколько лет, и баварцам уже удалось добиться серьёзных результатов. Трудно представить себе соревнования или трек-дни, где нет S 1000 RR . Около 30 % спортбайков BMW ездят по треку. В 2016 году в BMW Motorrad Race Trophy вошло 20 гоночных серий, 25 стран, 129 гонщиков, 84 трека, 289 гонок. Пилоты BMW одержали 84 победы и попали на 251 подиум. Планы на будущее – увеличить количество команд до 200, а также повысить профессионализм обслуживающего персонала за счёт программы обучения. Так что в ближайшее время S 1000 RR на треках станет больше, они будут быстрее и надёжнее.


< Неделя мотоциклетной модыБыстрое и вьючное >
21 Декабря 2016 19:44 Николай Богомолов