Череда материалов, посвящённых мотоциклетным выставкам, продолжается. Репортаж с Intermot был, «Мотозима» на подходе. А экскурс в Милан, на EICMA-2016, состоится прямо здесь и сейчас. Усаживайтесь поудобнее!
Мотоциклетная пресса – на самом деле отличная вещь! Жанр, которым сложно огорчить читателя. Мы не пишем про политику и религию, стараемся не касаться кризиса, игнорируем шоу-бизнес и различную подковёрную возню. Один раз в год, в период с ноября по декабрь, появляется особенный инфоповод. Мотоиндустрия позволяет любителям и профессионалам со всего мира заглянуть в будущее, за ширму крупных производственных мощностей и технических лабораторий.
2016 год как никогда богат на выставки. Отчего ценность каждой немного падает. Снова в календаре Intermot . В плане новинок он традиционно на разогреве у EICMA. В контексте кастомэкспозиции наоборот – до Милана из Кёльна доезжает десятая часть. Экспозиция EICMA Customs в текущем году была мала как никогда. Зато зрелища и определённую гордость принесла открытая площадка. В показательных выступлениях среди фристайлеров был замечен российский спортсмен. Уровень!
Создавать тенденции
Ducati на правах хозяина в год 90-летнего юбилея компании продолжает вбрасывать новинки пачками. Это единственный крупный бренд из представленных, который не замечен в снижении активности. Скорее, наоборот! Замотивированный гоночными победами в MotoGP и Super Bike (Андреа Довициозо и Чаз Дэвис дают жару), а также высоким уровнем популярности бренда исполнительный директор Клаудио Доменикали, расплываясь в многочисленных комплиментах всем собравшимся, своим заводским спортсменами и команде разработчиков, оглашал новинки на протяжении часа в режиме нон-стоп.
Нельзя было не показать прочтение современного дорожного мотоцикла двойного назначения. Модели Supersport и Supersport S в свете софитов на сцене Teatro Nazionale выглядели особенно выигрышно. Хотя обе уже были показаны на Intermot.
С каждым новым сезоном пухнет на глазах линейка Scrambler. На следующий год ангажировано сразу два новых варианта комплектаций. Каждый с собственной харизмой и предназначением. Что особенно приятно – степень перепиленности в этот раз почти максимальная. Стильный кафэшник Scra m bler Cafe Racer – сугубо городской вариант для стиляг и хипстеров. Удалённость от базового оснащения средняя. А вот длинноногий эндурообразный Scrambler Desert Sled – конкретная заявка в сегмент мотоциклов двойного назначения. Утилитарность его крайне высока. Подробнее о Scrambler Desert Sled читайте в самом начале журнала, в рубрике «Поехали».
Семейство Ducati Multistrada разрослось вширь за счёт создания мотоцикла с двигателем уменьшенного объёма. Ducati Multistrada 950 – это дизайн от актуальной 1200-й, немного адаптированный под «маленький» 937-кубовый мотор (как у Hypermotard 939 и Supersport ). Комплектация на уровне. В базе полностью регулируемая подвеска, АБС и трэкшн-контроль. Но есть и упрощение в виде неконсольного заднего маятника. В дополнение к относительно многозадачной базовой версии будут выпускаться более узкоснаряжённые Sport, Enduro, Touring и Urban. Каждая с собственными «фишками».
Итальянцы немного продвинулись и в относительно бюджетных моделях. На EICMA -2016 был представлен Ducati Monster 797. Мотоцикл оснащён двигателем Desmodue с рабочим объёмом 803 см3 (75 л. с. при 8250 об/мин), вилкой KYB , моноамортизатором Sachs и тормозной системой c АБС. Дабы в очередной раз показать миру грозный оскал, спецы из Борго Панигале «подкинули угля» в свои топовые нейкеды, обновив Monster 1200 и 1200 S. Дизайн стал ещё агрессивнее, моторы ещё злее, а электроника ещё умнее.
Но и это не всё. В правилах Ducati под занавес показывать нечто особенное. На сезон-2017 вишенкой на торте стала лимитированная Superleggera версия спорбайка Ducati 1299. Скажем коротко: 215 л. с. в пике, 162 кг снаряжённой массы, всё, что возможно, из карбона, и всего 500 экземпляров, которые уже распроданы под чистую.
Японский гигант Honda часть новинок, а именно омологационный вариант SP 2 своего нового спортбайка CBR1000RR Fireblade , представил на выставке в Кёльне. К EICMA от интриги относительно гражданской модификации осталось не так много. Тем не менее, в сравнении с прошлой генерацией новый «Файер», если верить официальным данным, обновился на 90 %. Отношение мощности к массе улучшилось на 14 % (190 л. с. при 196 кг снаряжённого мотоцикла), управление и контроль вплотную приблизились к гоночному прототипу RC213V за счёт применения вилки Showa BPF и заднего амортизатора Showa BFRC. Не забыли разработчики и про электронную начинку. На борту трэкшн-контроль при поддержке пятиосевого гироскопа, электронный дроссель, продвинутый блок управления двигателем, АБС и квикшифтер в обе стороны. Внешность скорее тяготеет к классическому Fireblade , чем к гоночному прототипу. Под шумок был проведён рестайлинг ряда моделей. Семейство CB 650/ CBR 650 получило обновления по внешнему виду и по 4 л. с. сверху к уже существующей пиковой мощности. Лёгкий эндуро CRF 250 L также освежился внешне и вместе с тем получил заводскую спортверсию Rally , укомплектованную под любительские ралли-марафоны.
Но это всё цветочки! Ещё в прошлом году здесь же, на EICMA , японцы показали смелое виденье будущего – концепт паркетного макси-скутера. Спустя год концепт ожил и встал в строй под именем Honda X - ADV . Нравится вам или нет идея ездить на большом «табурете» в пампасы, но аппарат получился действительно фановым и любопытным.
В BMW продолжают своим техническим арсеналом и неординарным подходом радовать клиентов и расстраивать конкурентов. На этот раз у баварцев золотая коллекция рестайлингов, мини «Гусь», микро «Гусь» из кубиков Lego («Будет что подарить детям на рождество», – сказал во время презентации глава BMW Motorrad Штефан Шаллер), уже ангажированный бэггер на базе люкстурера K 1600 GTL, весьма радикальная версия гоночного мотоцикла и милый ламповый скрэмблер.
В 2017 год турэндуро BMW R 1200 GS войдут с адаптированным под стандарты Евро-4 двигателем (мощность та же – 125 л. с. при 7750 об/мин), с изменёнными в угоду большей практичности элементами обвеса и более богатым оснащением по части электроники. Со следующего сезона BMW R 1200 GS будет предлагаться в трёх версиях: база, Exclusive и Rally. Опциональная система Riding Modes Pro получила режимы Dynamic и Dynamic Pro, Enduro и Enduro Pro, а также надстройки Hill Start Control и ABS Pro. Может быть доустановлена система DBL, которая в экстренных ситуациях «семафорит» стоп-сигналом и «аварийкой». Dynamic ESA теперь умеет производить самовыравнивание мотоцикла в горизонт. Менее глубокие рестайлинги случились среди моделей F 800 R / GT и K 1600 GTL .
В линейке BMW R nineT нарисовалось прибавление – урбан скрэмблер BMW R nineT Urban G/S. Мотоцикл построен по мотивам концепта Lac Rose на базе матчасти BMW R nineT Scrambler . В большинстве своём изменения затронули лишь внешнее оформление.
Что интересно, баварцы включились в борьбу на чужом поле сразу в двух направлениях. Во-первых, представив в Кёльне чисто американскую историю в виде бэггера BMW K 1600 B . Аппарат, к сожалению, не так близок к первоначальному концепту, но всё же интересен. Во-вторых, смелость немецких инженеров позволила выставить против Ducati 1299 Superleggera грозного соперника в лице карбонового настолько, насколько это вообще возможно спортбайка BMW HP 4 Race . На данный момент мотоцикл ещё очень далёк от серийного производства.
Был на EICMA один стенд, к которому в 90 % случаев приходилось подбираться в лучших традициях контактных видов спорта. Толпы народу в принципе не расходились. Такая маленькая модель московских пробок, организованная на EICMA австрийским брендом KTM. Новинка стоит на подиуме или нет – никакой разницы. «Рыжие» неплохо перезаварили многие ходовые модели, показали концепт нейкеда с новым рядным двухцилиндровым двигателем и Duke в новой кубатуре 250 см3.
Ох уж эти торопливые англичане! Взяли и раньше времени показали достаточно радикально устроенную новинку Triumph Bonneville Bobber. Классическая основа была принесена в угоду стилю. Хвост вместе с длинной мягкой подушкой долой! Английские стиляги и не только они теперь попробуют поездить на одноместном висящем над задним крылом сиденье. Очертания получились эффектными, нечего сказать… посмотрим, что произойдёт с таким смелым отступлением от канонической английской классики в долгосрочной перспективе.
Вторая новинка от Triumph – Triumph Street Scrambler , ставший продолжателем линейки Triumph Heritage. За основу под классический скрэмблер был взят Triumph Street Twin (900 см3, два цилиндра, 54 л. с.). А дальше как по нотам, за Triumph не заржавеет: высоко выведенный на одну сторону сдвоенный выхлоп с защитными кожухами, в меру зубастые покрышки, колёса со спицами и характерная эргономика. Сверху надстройки из АБС и трэкшн-контроля.
Укреплять позиции
Есть все основания полагать, что Suzuki удалось побороть стагнацию. Удачное возвращение в королевский класс кольцевых мотогонок, по-видимому, вновь вернуло японцам веру в себя. Как ещё объяснить наличие сразу пяти полноценных новинок? Да, к сожалению, четыре из них по суммарным ТТХ и близко не дотягивают до пятой (имеется в виду показанный в Кёльне флагман GSX-R 1000). Но не всё сразу. Обновлённый макси-скутер Burgman 400 нам не так интересен, шансов добраться до России, а уже тем более закрепиться на рынке у него немного. А вот в трёх забавных малокубатурниках V-Strom 250, GSX250R и GSX 125 разобраться будет любопытно.
Yamaha на этот раз обороты чуть убавила. Значительному переосмыслению подверглись некоторые ключевые модели. А именно: флагманский макси-скутер TMax (на борту теперь вместе с обновлённым внешним видом недостижимое доселе количество электроники) и суперпопулярный спортивный снаряд YZF - R 6. В дополнение к базовым ценностям трёх камертонов был показан концепт длинноногого раллирейдового скакуна с мотором от MT -07 ( Concept T 7), а также эксклюзивный имиджевый каферейсер XSR 900 Abarth .
В Kawasaki продолжают запутывать свою модельную линейку, как заяц запутывает от охотника свои следы. По новинкам к уже ангажированным на Intermot Ninja 650 («Ёрш» в пластике), H 2 Carbon , ZX -10 RR , Z 1000 SX и Z 1000 R прибавилась пара нейкедов и миниатюрный паркетник. Kawasaki Z 900 – новый среднекубатурный нейкед с рядной четвёркой, младший брат брутального монстра Z 1000 R . На 210 снаряжённых килограммов приходится 125 л. с. и 99 Нм. Kawasaki Z650 – новое прочтение уже порядком затасканного «Ерша». Внутри модифицированная рядная двойка 649 см3 с проскальзывающим сцеплением, много нового по раме и внешнему виду.
Инженеры Kawasaki также вступили на скользкую дорожку производства мини-копий своих взрослых моделей. Versys - X 300 базируется на рядном двухцилиндровом 296-кубовом двигателе с жидкостным охлаждением. Силовой агрегат используется стальной рамой в качестве несущего элемента. Мотоцикл будет выпускаться в двух версиях – Urban и Adventure.
Гнуть свою линию
Piaggio Group – настоящее итальянское «наше всё». Что бы ни презентовалось на стенде, это всегда воспринимается с ликованием и восторгом. С новинками на этот раз негусто. Флагманские RSV 4 RR и Tuono V 4 1100 прокачены по части электроники, малокубатурник RS 125 (бывший RS 4 125) получил адаптацию силового агрегата под стандарт Евро-4, антиблокировочную систему тормозов в стоке и, что особенно забавно, допверсию с полуобтекателем Tuono 125 (матчасть от RS 125, внешний вид по мотивам «взрослой» Tuono ). Главная интрига на EICMA со стороны Piaggio Group – новый среднекубатурный 900-кубовый гражданский V -твин, созданный на базе прежней «750-ки» путём увеличения хода поршней. На выходе получилось 95 л. с., 90 Нм в пике и сразу две самостоятельных модели – Shiver 900 и Dorsoduro 900. Оба при должном маркетинге способны в первую очередь потеснить позиции Ducati на международной арене.
Husqvarna продолжает нянчиться со своей дорожной линейкой. Она вот-вот уже встанет на крыло. На EICMA -2016 презентовано два серийных нейкеда – Vitpilen 401 и Svartpilen 401, а также концепт Vitpilen 401 Aero. Разница между сегодняшними серийными образцами и вчерашними концептами крайне невелика. Все три мотоцикла приводятся в движение одноцилиндровым двигателем производства KTM (375 см3, 44 л. с.). Концепт-версия с приставкой Aero – размышление на тему привнесения в образ арт-объекта на колёсах дополнительного пластикового обвеса. Над обвесом специалисты Husqvarna потрудились совместно с дизайнерами Kiska.
Тенденции
Не надо быть великим мыслителем, чтобы заметить – где-то в Азии и Южной Америке явно угас бюджет на строительство дорог, отчего вырос спрос на малокубатурные псевдоэндуро. Suzuki , BMW и Kawasaki как один вбросили на рынок своё виденье по данному вопросу. У Honda и Yamaha оно уже давно сформировано. Пригодятся ли подобные тихоходы в России? В меньшей степени. География, знаете ли, не располагает. Поездка даже в пределах одной области на 300-кубовом покорителе пространства и времени может превратиться в целый дальнобой. А для города давно уже придумана техника куда удобнее.
В противовес малокубатурным «чахоткам» весь мир болеет супернавороченными спортбайками. Мимо пиковых значений современных технологий, действительно, сложно пройти. Одно жаль – на просторах нашей необъятной родины про новые «Файеры», YZF - R 1, H 2 R и прочий хай-тек уже можно забыть. Валютный рынок, как ты нам дорог! Для нынешнего рядового российского покупателя вершина мотоциклетной эволюции теперь не что иное, как научная фантастика и способ расширения кругозора.
Главный тренд в оснащении мотоциклов – расширение возможностей электроники. Часть производителей, например, KTM и BMW практически полностью перевели свою продукцию на цветные жидко-кристаллические приборные панели. Всё большее количество электронных помощников попадает в список базового штатного оснащения. Такими темпами мы придём к автопилоту и тюремным срокам за отсутствие трэкшн-контроля.
Каталожный тюнинг – хорошая лакмусовая бумажка в мире мотоциклов. Годом ранее на EICMA все стенды афтермаркета были заставлены «Панигалями». 2016 год принёс новых героев. Точнее, героя. Одного. Им безоговорочно стала новая Honda Africa Twin . Проходя по павильоном, можно было найти на данный мотоцикл совершенно любой доп. От дуг, кофров и ветровых стёкол до продвинутых выпускных систем, колёсных дисков, электроники и увеличенных топливных баков. На стенде Honda в углу ровным строем красовались «Африки», запиленные под хард-эндуро и ралли рейды.
Заключение
EICMA проводится уже в 74 раз. Выставка год от года сама себя оптимизирует. Если оценить современную историю, то можно заметить регулярную просадку по ключевым параметрам. Уменьшается плотность застройки внутри павильонов, сокращается количество экспонентов и количество премьер. В 2016-м против обычных 5–10 % регресс принял пугающие значения. С неизменным размахом по премьерам выступили только в Ducati . Многие крупные бренды, такие как Bimota , Horex , Matchless, Victory , Polaris , Brough Superior , BRP , и вовсе не выставлялись.
Недостача объясняется не только финансами. Часть фирм не выдержала конкуренции. Но основной экшн сгинул под натиском интернета. И это самое обидное. Ценность живого общения снижается. За пару часов анонс, выложенный на видном месте в сети, собирает большее количество аудитории, чем шесть дней выставки. Потенциальные покупатели скорее пойдут в тихий дружелюбный шоу-рум, чем рискнут потолкаться за возможность рассмотреть новинку на стенде в павильоне. Некоторая часть заинтересовавшихся и вовсе не уйдёт дальше фотографий и постобзоров… Соцсети и интернет-порталы всё больше превращают онлайн в систему с готовым набором решений. А вдруг конкретно взятый мотоцикл с его плюсами и минусами – это именно то, что подходит именно вам?