Сообщество владельцев мотоциклов BMW, равно как и HOG (сообщество владельцев мотоциклов Harley-Davidson) – полузакрытые организации, для вступления в которые надо обладать мотоциклом этих марок. Оба участника теста могут являться «входным билетом» для вступления – они гордо несут логотип марки на баке, но при этом находятся в бюджетном секторе по части цены. Куда вступать будем?
Я даже не буду спорить, что сравнивать эти мотоциклы в плане техники и показателей мощности/скорости не очень корректно. BMW современнее, мощнее, быстрее, легче. Но если бы всё определялось только цифрами технических характеристик, то в каждом сегменте рынка продавалась бы лишь одна модель от одного производителя, но это же не так. Поэтому говорить мы будем ещё и про субъективные параметры.
Эргономика
BMW удобный, просто удобный. Лишение мотоцикла изюминок, может, и делает его незапоминающимся, но при этом не даёт повода пожаловаться на какие-то неудобства. Расположение подножки, руля и сиденья подобрано прекрасно. Не глядя вниз, ты переносишь ногу с земли на подножку и ставишь её сразу как положено, без подгонки взад-вперёд. То же самое и с рулём – можно с закрытыми глазами попробовать схватить воздух там, где должно быть удобно, и с огромной вероятностью схватишь ты не воздух, а грипсу руля. Всякие кнопки на пультах, рычаги, рукоятки и педали находятся на оптимальных местах и нажимаются-выжимаются легко и понятно.
С Harley немного сложнее. К сожалению, он эволюционирует не от дорожного мотоцикла, а от чоппера, который научили быстро ездить и резко рулиться, но фрагменты чопперной эргономики полностью извести не удалось. Нога ищет подножки сантиметров на 40 впереди от того места, где они установлены, да и руль мог бы быть немного ближе к сиденью. Ему бы сделать выносы вперёд, и получилось бы очень по-дрегстерному и даже удобно, а в использованной позиции Mid - control ногам не очень удобно, и угол их сгиба в колене получается большой. Если провести в седле весь день, то на H .- D . устанешь сильнее.
Симметрия
Слава богу, от асимметричной фары, напоминающей боксёра с подбитым глазом, немецкая компания отказалась – фары расположены одна над другой. Но асимметрия осталась в приборной панели. Там два овала смещены влево, а справа установлен прямоугольник маршрутного компьютера. Но это единственная асимметричная деталь в мотоцикле. В остальном он слева такой же, как и справа – никаких выступов, провалов и торчащих деталей нет, даже пассажирская подножка с той стороны, где нет трубы глушителя, оттопырена на такое же расстояние от оси симметрии, как и с другой стороны.
При установке нагнетателя в американские мускул-кары в капоте прорезают дыру, над которой возвышается воздухозаборник. Именно этой тюнинговой деталью вдохновлялись дизайнеры при проектировании корпуса воздушного фильтра «Стритрода». Получилось симпатично, но очень по-харлеевски в плане позы за рулём. Находится фильтр справа от мотора, и голень правой ноги постоянно упирается в его корпус. Ситуацию попытались исправить, добавив слева от мотора примерно в том же месте катушку зажигания, но полной симметрии добиться не получилось – правая нога всё равно отведена в сторону немного сильнее. Подножки пассажира установлены на раме над глушителем, и его поза в седле получается более симметричной.
Геометрия
У BMW угол наклона вилки 25°, у H .- D . – 27°. Обе цифры находятся в границах, приемлемых для дорожных мотоциклов. Мало того, у них и размеры колёс похожи – у обоих впереди стоит 120/70–17, и 17” диск сзади. Немного отличается ширина заднего колеса – 160/60 на «американце» против 180/55 у «немца». Как-то выделить одного из них на предмет похвалить или поругать даже и повода нет – рулятся они примерно одинаково, озорно меняя направление движения при лёгком нажатии на рукоятку руля вперёд и распрямляя траекторию под открытие «газа» на выходе из поворота.
Расстояние от земли до картера мотора на Harley , как ни странно, больше, чем на BMW , так что по просёлку на нём двигаться будет проще, к тому же мотор, прикрытый снизу двумя стальными трубами рамы, имеет меньше шансов на пробой картера, чем немного прикрытый пластиковой юбкой картер BMW .
В поворотах ситуация обратная. Более низко расположенные и шире расставленные подножки «Харлея» раньше начинают скрести асфальт. На горных серпантинах их можно укоротить вдвое за пару дней, в то время как узкие и высоко посаженные подножки BMW запилить будет намного сложнее.
Мотор
У обоих мотоциклов по два цилиндра. На этом сходство заканчивается. Параллельная двойка от Rotax в немецком мотоцикле развивает 90 сил, отменно тянет в среднем диапазоне оборотов, начинает неприятно зудеть после 7000, этот зуд ощущается и на руле, и на подножках, и затухает после 8000. Приятный для обычной езды по городу мотор, активный пилотаж тоже может позволить, жаль что и при езде по автобанам зуд от минивибраций немного напрягает.
V - Twin на Street Rod 750 ещё более низкооборотистый. У него на 20 л. с. меньше, и развиваются они раньше. Зато низы у «Харли» более внятные – на нём можно запросто тронуться, не притрагиваясь к ручке «газа», просто плавно отпуская сцепление. Да и сам мотор плавнее и спокойнее, по части вибраций тоже. На этом мотоцикле можно ездить резво (по городским меркам, конечно), но приятнее двигаться не торопясь и плавно, с достоинством.
Привод и коробка
Цепь на BMW воспринимается анахронизмом в сравнении с зубчатым ремнём Harley . Ремень тише, плавнее, не пачкается и ходит в разы больше цепи. Есть, несомненно, и минусы – он дороже при замене и не позволяет запросто менять передаточные числа подбором размеров передней и задней звёзд. Но всё же при прочих равных я бы выбрал ремень.
У обоих мотоциклов по шесть передач в коробке и многодисковое сцепление в масляной ванне. Всё традиционно и без наворотов. И, что приятно, работает одинаково хорошо. Передачи переключаются чётко и аккуратно, усилие на лапке небольшое, без выжима сцепления тоже всё работает, если точно орудовать «газом». Сцепление выжимается мягко, усилие небольшое, момент схватывания дисков хорошо чувствуется. Паритет.
Тормоза
BMW современен. У него радиальное крепление четырёхпоршневых скоб от Brembo . Это не гоночные четырёхколодочные моноблоки, а обычные двухколодочные скобы, но к эффективности их работы нареканий не возникает. Обратная связь на рычагах есть, фирменная BMW Motorrad ABS работает корректно. Диаметр передних дисков 320 мм – оптимальное значение для дорожного мотоцикла.
Street Rod более старомоден. У него тоже 43-миллиметровая вилка-перевёртыш, но суппорты двухпоршневые плавающие, и крепятся они тангенциально, а не радиально. Плюс тормозные диски на 20 мм меньше в диаметре. Плюс 35 кг лишней массы. Есть небольшой проигрыш в длине тормозного пути, да и перегреть такие тормоза будет проще, особенно на горных серпантинах. Немного нивелирует ситуацию 300-миллиметровый задний тормозной диск (такой же, как два передних, они взаимозаменяемые). После бодрого прохвата из Ронды в Марбелью по извилистому шоссе, спускающемуся с плато к морю, все три диска покрылись благородной синевой от перегрева. В городе перегреть будет сложнее.
Приборная панель
В базовой комплектации BMW оснащается квадратной панелью бортового компьютера справа от спидометра, но его функционал урезан. По сути, есть только стрелки, лампы, и пробег. Цифры номера передачи, расхода топлива, давления в шинах и температуры воздуха добавляются с пакетом Touring стоимостью 44000 руб. К оцифровке самих приборов тоже можно немного придраться – мелкий шрифт. Скорость и обороты можно определить примерно по углу отклонения стрелок, но чтобы разглядеть точные значения, нужно отрывать глаза от дороги и тщательно всматриваться. На шестой передаче момент, когда обе стрелки совпадают с направлением движения и указывают путь вперёд, следует признать оптимальным для туризма – 120 км/ч, примерно 5000 об/мин. В таком режиме бака хватит километров на 250–280.
«Харли» по части приборки ещё аскетичнее. Виден только спидометр, под чёрным циферблатом которого загораются контрольные лампы. Тахометра нет, номер выбранной передачи крупно не отображается. На небольшой однострочный ЖК-дисплей можно вывести эти значения, но разве что в академических целях, в реальной жизни он практически нечитаемый – нужно пристально вглядываться – очень мелкий шрифт. При езде по шоссе стрелка спидометра будет показывать чуть правее центра шкалы – комфортный режим этого мотоцикла – 110–120 км/ч.
Чувство скорости
Скорость, с которой вы едете, можно определить, не глядя на приборы, с погрешностью не более 5 %. По косвенным признакам – шуму ветра и его давлению на грудь и шлем, ноте, на которой поёт мотор, импульсам, которые нужно прикладывать к рулю для смены направления и нагрузке, в том числе ментальной, которую испытывает водитель. Но это только на BMW F 800 R так. Этот мотоцикл прозрачен и информативен.
Со Street Rod иная ситуация. Там постоянно возникает ощущение, что спидометр градуирован по-американски в милях. То есть субъективно ты едешь 100 миль в час, смотришь на шкалу, и действительно, стрелка показывает «сто». Вроде бы, гармония… Но стрелка-то показывает километры в час. Тебе кажется, что мотоцикл постоянно едет в полтора раза быстрее, чем показывает спидометр. То есть ты нереально валишь, аж воротник заворачивается, а в жизни цифры-то совсем скромные. Но приезжаешь домой ты с усталостью, как будто нереально валил. Для дальнобойного туризма H .- D . подходит хуже – он сильнее выматывает. Оставьте его для улиц города, а не для шоссе.
Гад же ты
По части электроники Harley - Davidson упакован очень скудно. Есть АБС, и этим список электронных помощников исчерпывается. Добавить даже за деньги ничего не получится. Дело в том, что нет электронного управления дроссельными заслонками – к ним от ручки «газа» идёт обычный тросик, а инжектор уже подстраивается под водителя. При такой схеме реализовать трекшн-контроль или круиз-контроль очень сложно.
С BMW всё выглядит радужнее, но за деньги. В базовой комплектации тоже практически ничего нет, но за доплату можно поставить трекшн-контроль ASC (26300 руб.), электронные подвески ESA (25500 руб.), датчики давления в шинах (18000 руб.) и ещё много всяких полезностей и вкусностей, делающих мотоцикл удобнее в применении. Для удобства и экономии средств опции объединены в три пакета – «Безопасность», «Динамика» и «Туринг». Установка галочек напротив всех трёх при заказе мотоцикла добавит к базовой цене 645000 руб. ещё 132000, задрав цифру до 777000 руб.
Выводы
С практической точки зрения BMW универсальнее. Это просто хороший современный мотоцикл, да ещё с эмблемами с пропеллером и буквами BMW на баке. Он неплохо едет и в базовом варианте, а установка пакетов заводских опций делает его ещё удобнее и технологичнее. Плюс есть море разного тюнинга, позволяющего полностью подогнать F 800 R под свои требования. Единственное, чем ему не стать, так это спортбайком: всё-таки 90 л. с. при массе 203 кг – это мало для такого много.
Harley менее практичен, и в нём сильнее проглядываются фирменные черты бренда. Принадлежность к семейству H .- D . можно определить не только по буквам на бензобаке, но и «на ощупь». Хорошо ли это? Да, хорошо. Для города мотоцикл удобен, он манёвренный и резвый, он хорошо рулится и не капризничает. То есть объективно он не плох и как просто мотоцикл, но при этом в качестве бонуса он «Харлей» и даёт право на вступление в клуб. Если продавать такой мотоцикл под брендом Suzuki , к примеру, то показатели продаж были бы очень скромными, но с логотипом «батончик и щит» всё будет хорошо.
Себе бы из них я оставил F 800 R . Я крайне далёк от клубной тематики, мне важнее объективные технические характеристики. И тут +20 л. с. и –35 кг будут весомыми аргументами в пользу «немца». А ещё более удобная поза за рулём и огромный выбор багажных решений для туризма. Чёрт с ним, с зудом на подножках. Дорога-то зовёт!
Мотоцикл BMW предоставлен на тест компанией Rolf Premium , www.moto-rolf.ru, тел. (495) 980-70-80.
Мотоцикл H .- D . предоставлен на тест представительством Harley - Davidson в России, www.harley-davidson.com