И снегоходы, и кастомы

И снегоходы, и кастомы

Текст: Сергей Кузнецов
Фото: Кирилл Калапов,
Роман Романишин

Выставка «Мотозима» второй раз прошла в конце ноября в московском выставочном центре «Сокольники». Участников и посетителей собралось заметно больше, чем на прошлогоднем дебютном мероприятии, что свидетельствует о некотором оживлении мотоциклетного рынка. Как обычно, показывали всё, от спортбайков и снегоходов до антиквариата и одежды.

Мотоциклетные выставки в России принято проводить весной. Много лет «Мотопарк» и предшествовавшие ему мероприятия плюс-минус совпадали по времени с началом мотоциклетного сезона. Благодаря чему там была стабильная посещаемость за счёт формата одной из мотоциклетных тусовок, одного из вариантов открытия сезона. Но «Мотопарк» постепенно утратил актуальность, превратившись в китайскую барахолку, куда даже профессионалы моторынка заезжают не всегда. А полупустующую нишу стремится занять новая команда с двумя выставками, «Мотовесна» и «Мотозима». 


Если суть весенней выставки понятна, то ноябрьская «Мотозима» – вариант новый и непривычный. Идея простая, основные мировые мотосалоны проводятся осенью. А значит, у нас есть шанс показать что-то очень свежее, что ещё не успели со всех сторон рассмотреть в интернете и магазинах. Также расчёт делался на людей с приступом мототоксикоза, которым хочется пусть на машине или метро, но окунуться в мотоциклетную атмосферу. 


Год назад первую «Мотозиму» толком не распробовали. Состав участников собрался приличный, но посетителей могло быть и больше. В этом комплекс мер по раскрутке и сарафанное радио сработали. Уже в пятницу было достаточно людно, а в субботу и воскресенье местами стало даже тесно. По данным организаторов, количество посетителей оказалось сравнимо с весенним, хотя эти две выставки находятся в разных весовых категориях. Комплект участников тоже оказался достойным. В двух павильонах выставочного центра «Сокольники» разместилось 108 стендов, в том числе основные мотобренды российского рынка: Yamaha , Kawasaki , Harley - Davidson , Triumph , Kawasaki , BRP . 


Главную премьеру подготовило представительство BMW . Одноцилиндровый нейкед начального уровня G 310 R , обещанный ещё год назад, наконец был показан российской публике со всеми полагающимися формальностями вроде сдёргивания простыни главой российского представительства BMW Motorrad Владимиром Чайковским. На «Мотозиме» G 310 R обрёл и первого владельца. Мотоцикл выставили в качестве главного приза квеста «Город для мотоциклистов». Участникам по ходу многоступенчатого соревнования надо было ответить на множество околомотоциклетных вопросов. Девушек участвовало немного, но, к удивлению зрителей, первый приз получила именно представительница прекрасного пола. Главным знатоком оказалась москвичка Ксения Никитина. Её хорошо знают в тусовке, она ездит не хуже и не меньше парней, так что победа оказалась скорее закономерной, чем случайной. 


Одним из организаторов этого квеста стал департамент транспорта Москвы. Организация с неоднозначной репутацией среди водителей решила взяться за улучшение своего имиджа и продемонстрировать, что она занимается не только репрессиями в отношении владельцев транспортных средств, но и делает что-то нужное и полезное. Например, разрабатывает новые типы дорожной разметки, которые не скользят под дождём. На стенде её образцы можно было пощупать руками и понять, что решение одной из главных дорожных проблем, жертвой которой стал не один десяток мотоциклистов, существует. На том же стенде расположились сотрудники мотоциклетного подразделения столичной ГИБДД. Пропагандистские технологии автоинспекции заметно шагнули вперёд. Теперь она пытается донести до посетителей, что гонять надо не по городу, а по треку. И для убедительности демонстрирует своих мастеров спортивного вождения. В том числе призёра многочисленных чемпионатов по супермото Сергея Денисова, который также выступает со стант-программой в составе полицейской пилотажной группы «Каскад». Также пообщалось с публикой руководство. Замначальника ГИБДД Москвы Евгений Ефремов приехал на конференцию «Мотобезопасность-2016», которая проходила на «Мотозиме», выслушал претензии и пожелания со стороны мотоциклистов и рассказал, что и как делается для повышения безопасности мотоциклистов. 


Вообще, на «Мотозиме-2016» конференц-зал не простаивал. Там постоянно шли мероприятия, доклады, семинары, круглые столы, показы фильмов. Впервые за одним столом удалось собрать основных организаторов шоссейно-кольцевых трек-дней и гоночных серий. На конференции «Индустрия тренировочных дней и соревнований» о своих планах на ближайший сезон рассказали промоутеры серий Track Race Days , RSBK , X - Bikes , Vlasov Boot Camp , Max Power Bikes . Ещё один участник выставки, руководитель мастерской Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев, рассказал, как его команда ездила с кастомом Bonny на Бонневилль устанавливать рекорд скорости. Нижнеклапанный мотор от чрезмерной форсировки ломался и взрывался, но всё-таки разогнал мотоцикл до 210 км/ч. Рядом с Bonny стоял Rook , ещё одна вариация на тему М-72. Он выиграл «Кастом-шоу» на выставке «Мотовесна», заработал путёвку в Кёльн, на чемпионат мира по кастомайзингу и попал в первую пятёрку своего класса. 


Как и на предыдущих выставках, не обошлось без ремесленников. Крупные и не очень мастерские привезли футболки, ножи, сувенирку и массу поделок из кожи от одежды и обуви до обвеса в стиле BDSM . Поскольку слово «импортозамещение» ещё не вышло из моды, а при нынешнем курсе валют и утилизационных сборах стало даже более актуальным, часть выставки отдали под российскую продукцию. На электрические мотоциклы Deller посетители российских выставок уже насмотрелись. На «Мотозиме-2016» компания помимо них показала квадроцикл на электротяге. Возможно, это направление окажется даже более перспективным, поскольку, в отличие от городских мотоциклов, ATV в большинстве случаев живут в благоустроенных деревенских гаражах, где нет проблем с зарядкой. Интересно было посмотреть на амортизаторы Spectrum . Изначально небольшая питерская мастерская занималась подвеской для гоночных машин, но сейчас организовала крупносерийное производство и расширила его в сторону деталей для квадроциклов и side - by - side .


Музей

Денис DEAN Панфёров

Площадь, отводимую весной под кастом-шоу, на осенней выставке заняли экспонаты из музея «Мотомир Вячеслава Шеянова». Из огромной коллекции раритетов были отобраны мотоциклы 20–30–40-х годов, которые являлись вехами развития инженерной мысли и вершинами технической эволюции того времени. Это и элегантные Brough Superior с литровым верхнеклапанным мотором V 2, гарантированно развивавшие в 20-х годах прошлого века 100 миль в час, и четырёхцилиндровый оппозит Zundapp с автомобильным алгоритмом переключения передач рычагом под правой рукой, и английский Ariel Square Four с двумя коленчатыми валами, и японские лицензионные клоны Harley - Davidson , собранные на заводе в Хиросиме, стёртом с лица земли ядерной бомбардировкой 1945 года. Вокруг каждого можно было ходить до боли в ногах и смотреть, щупать.


Начало эпохи – самое интересное время. Когда не сложились ещё каноны компоновки и применяемых инженерных решений, и конструкторам приходится придумывать самим, а не идти про проторённой дороге. Идеи появляются сотнями, но выживают из них, став мейнстримом, единицы. Как раз в мотоциклах первой половины ХХ века интересны идеи. В экспонатах из коллекции Шеянова хорошо видны инженерные искания оптимального привода на заднее колесо, тормозов, обеспечения плавности хода внедрением странных и нелогичных конструкций подвесок, оптимальной формы рамы, обеспечивающей жёсткость на кручение, идеальной компоновки с кочующими по кругу рычагами тормоза-сцепления и КПП. Это настоящая история, воплощённая в металле, резине и коже. По этим мотоциклам можно изучать эволюцию.


Отличительной особенностью всех мотоциклов коллекции является то, что они ездят. Они все на ходу, мало того, иногда они участвуют в тест-драйвах. Во время выставки можно было покататься в коляске японского мотоцикла, которых в мире осталось всего три экземпляра. Это не просто редкость, это раритет! Тем, кто пропустил выставку, советую посетить выставку «Моторы войны» в парке «Патриот», где представлены мотоциклы, участвовавшие в сражениях Второй мировой с разных сторон фронта. Там тоже много интересного можно подсмотреть.

Вячеслав Шеянов


< 40 лет спустяДизель – сила! >
21 Января 2017 13:16