В этом году у BMW RS юбилей, 40 лет с момента появления первого мотоцикла семейства. По такому случаю «Мотоэксперт» нашёл R 100 RS, с которого всё началось, и сравнил его с современной версией оппозитного спорттурера, R 1200 RS.
BMW R 100 RS

R 100 RS – модель знаковая, причём не только для BMW , но и для всей индустрии. Это первый серийный мотоцикл, получивший в штатной комплектации полноразмерный обтекатель. Выпустили в массы его в далёком 1977 году. Производство продолжалось семь лет, после чего баварцы выпустили на замену «кирпич» К 100 RS . План провалился. Поклонники «оппозитов» неохотно пересаживались на четыре цилиндра, и в конце 80-х завод возобновил выпуск R 100 RS .
Внешне он очень похож на модель первого поколения, в глаза бросается разве что односторонний маятник. Но многое изменили по мелочам, в том числе тормоза. Именно такой мотоцикл оказался в распоряжении редакции, а точнее, в моей собственности. Учитывая, что R 100 RS – мотоцикл редкий, в России их практически нет, обнаружить прекрасно сохранившийся экземпляр в подвале «Мистера Мото» было настоящим чудом. Тем более заметно дешевле, чем такая техника стоит в Европе. Хотя когда люди не в теме узнают, что мотоцикл конца 80-х стоит 300000 рублей, очень удивляются и начинают странно на тебя посматривать. Когда баварцы задумали выпустить первый в мире мотоцикл с обтекателем, они подошли к вопросу очень серьёзно.
Чтобы новинка выстрелила и создала целый класс, её надо было сделать идеально. Поэтому, опять-таки впервые в истории, мотоцикл затащили в аэродинамическую трубу и тщательно продули. И получили шедевр, до которого даже современной технике очень далеко. На R 100 RS ветер не беспокоит вообще. Ни руки, ни ноги, ни корпус не чувствуют потока воздуха. Только верхняя часть шлема испытывает небольшое давление, но это нормально, поскольку смотрит водитель не через лобовое стекло, а поверх. Что куда более полезно, обтекатель защищает ещё и от воды. Во время одного из первых весенних выездов я попал под проливной дождь. Дом далеко, дождевика нет, приготовился к водным процедурам. Но они почему-то так и не случились. Сухим осталось не только тело, но и ноги, которые полностью помещаются в огромное корыто обтекателя. Немного увлажняется только середина голени, на которую откуда-то брызгают струйки воды. А ладони не мокнут совсем. Потому что руль тоже полностью прикрыт обтекателем. И сделали это за счёт не расширения пластика, а зауживания клипонов. Поэтому в пробках для такой громадины R 100 RS едет очень уверенно.
А вот к рулёжке пришлось долго привыкать. Ловить баланс такими короткими рычажками оказалось непросто, мотоцикл нервно реагировал на движения руля, пока руки не стали очень точно их дозировать. Особенность управляемости не только в этом. На R 100 RS начинаешь понимать, откуда у мотогонщиков прошлого странная посадка, когда тело в повороте не наклоняется вместе с мотоциклом, а остаётся практически вертикальным. Поездив в современном стиле, наклоняясь на один угол с R 100 RS , я совсем было решил, что он совершенно не управляется. Но как-то случайно попробовал поехать по старинке, и мотоцикл стал намного послушнее. Поворачивать, куда просят, держать траекторию, сколько надо, сохранять неплохую скорость. При этом R 100 RS обладает такой важной чертой, характерной для современных «оппозитов», как ощущение лёгкости. Что вполне объясняется низким расположением цилиндров. Да и сам двигатель воздушного охлаждения весит очень мало.
Из откровенно тяжёлого на мотоцикле – обтекатель. Толщиной с мизинец, он как будто предназначен для защиты не только от ветра и дождя, но и от выстрелов из лёгкого стрелкового оружия. Тормоза по тем временам, может, и считались продвинутыми, тем более спереди стоят двухдисковые «брембы», нововведение, появившееся в конце 80-х. Но по современным меркам их функционала явно не хватает. Насчёт заднего барабана с приводом тросом даже говорить не хочется: сейчас даже на более-менее приличные велосипеды ставят дисковую «гидравлику», и не просто так. Впрочем, отсталость конструкции механического барабанного тормоза несколько компенсируется мощным торможением двигателем. Когда разгоняешься, надо постоянно держать в голове, что быстро замедлиться не получится, и очень внимательно следить, где можно накручивать «газ». Которого тут тоже не очень много.
В 70-х годах R 100 RS считался супербайком, в 80-х – крепким середняком. А сейчас по разгону он сопоставим с 650-кубовой «одностволкой». Разве что «низы» пожирнее, но скоростные режимы те же. 160 км/ч – практически потолок. Есть небольшой запас и выше, но только для экстренных случаев, когда можно смириться с отчаянным стрекотанием старинного двигателя ради того, чтобы обогнать особо назойливого попутчика. Зато этот классический “ airhead ” очень ценится любителями мотоклассики за неубиваемость и индивидуальные черты характера вроде крупных вибраций, мало с чем сравнимого щёлканья клапанов и наклона в правую сторону вслед за коленвалом при добавлении оборотов. На ходу он не ощущается, но на месте чувствуется намного сильнее, чем у современных моторов. Принято считать, что мотоцикл такого возраста – это игрушка на выходной день, когда ради стиля можно смириться с отсутствием комфорта, сомнительной работоспособностью и ужасающими ходовыми качествами. R 100 RS не из этой серии. На нём можно ездить каждый день и не чувствовать себя Иваном Дураком верхом на печке. К своеобразной управляемости привыкаешь, динамика не хуже, чем у среднекубатурного современного круизера или лёгкого турера, а в плане комфорта и проходимости в пробках он уделает многие современные мотоциклы.
BMW R 1200 RS

За 40 лет линейка BMW RS прошла множество реинкарнаций и в итоге превратилась в спортивно-туристический вариант на базе оппозитного мотора, промежуточный между нейкедом R и турером RT . R 1200 RS последнего поколения внешне очень напоминает спортбайк. Если, конечно, не знать, что, несмотря на все ухищрения по вживлению в «оппозит» водяного охлаждения, мощности для гонок в нём всё-таки немного не хватает. Но для обычного повседневного перемещения динамических характеристик вполне достаточно. До 200 км/ч мотор везёт очень ровно и при этом энергично. Приток мощности как начинается в районе холостых оборотов, так и плавно поднимается, пока не упрётся в ограничитель.
В последнее время баварцы отказались от мудрёной рычажной подвески Telelever и вовсю используют на большинстве «оппозитов» обычную перевёрнутую вилку. Подвеска опционально ещё и снабжается электронным регулировочным механизмом. Очень удобно, нажал пару кнопок и получаешь нужную настройку под текущие дорожные условия. Подвеска ещё и адаптивная, автоматически подстраивающаяся под конкретные условия эксплуатации, как на гоночных HP 4 и S 1000 RR . Если двигатель не особо спортивный, то ходовая часть способна на очень быструю езду. Благодаря низкому центру тяжести и без того нетяжёлый мотоцикл кажется очень лёгким. Особенно это хорошо при быстром маневрировании. Повороты тоже проезжаешь быстро, иногда кажется, что цилиндры сейчас начнут пилить асфальт. Это один из тех мотоциклов, которые вроде бы предназначены для дорог общего пользования, но при желании на них можно и небольшой трек посетить.
Спорттурист подразумевает предрасположенность к путешествиям. А главное в дальней дороге – удобство посадки. Не сказать, чтобы комфорт на R 1200 RS был всепоглощающим и абсолютным. Клипоны всё-таки заставляют немного ложиться на бак. Это хорошо, когда ты несколько часов едешь 200 по автобану, но в городе не очень нужно. Если нагибаться не хочется, можно поднять стекло рукой прямо на ходу. Обтекатель неплохо защищает от ветра, но немного всё равно поддувает, а водой подмачивает даже много. Как и полагается современному мотоциклу BMW , здесь имеется полный набор электронных систем. АБС и трэкшн-контроль работают в лучшем виде, колёса не блокируются и не буксуют.
Очень удобен двусторонний квикшифтер, да и бесконтактный ключ – штука приятная. R 1200 RS получился на удивление приличным мотоциклом. Вроде бы надёргано отовсюду понемногу, что-то из туризма, что-то из спорта, что-то от нейкеда. А в итоге получился прекрасно сбалансированный аппарат для тех, кому нравятся спортивный стиль, хорошая управляемость и комфорт, но при этом не нужны рекорды скорости. На нём хорошо ездить везде: по городу, по магистралям, по серпантинам. В придачу даётся надёжный оппозитный мотор, который накатывает на «гусях» сотни тысяч километров, и масса опций на все случаи жизни, от полного набора кофров до регулируемой подвески.
Спарринг

Поначалу кажется, сравнение мотоциклов с 40-летней разницей поколений – дело заведомо проигрышное для «старичка». В части пунктов это несомненно так. Различия в двигателе и ходовой части можно даже не расписывать. Это разные миры: R 1200 RS – современный мотоцикл, причём из числа лучших. Быстрый, манёвренный, на котором интересно и приятно ездить быстро. А супербайк прошлых лет сейчас сравним разве что со среднекубатурными чопперами. Есть узлы, которые, несмотря на архаичность, нормально справляются со своими обязанностями. По приборной панели очень хорошо видно, откуда ноги растут у современной детали. Естественно, сейчас электроника позволяет показывать всё, вплоть до мультфильмов. В 70-х проблем с избыточностью информации не было, вывести бы всё, что нужно. И эту задачу не только выполнили, но и перевыполнили.
На R 100 RS , помимо традиционных спидометра и тахометра, присутствуют стрелочные часы. Заводить их не надо, они питаются от бортовой сети мотоцикла, переводятся «крутилкой», спрятанной глубоко в обтекателе. Другой мини-циферблат – вольтметр. На современных мотоциклах – вещь бесполезная. Но старая карбюраторная техника по осени может заводиться не очень хорошо, так что данные о состоянии аккумулятора могут пригодиться. Продуманность деталей – характерная черта баварских мотоциклов. Как ни странно, здесь R 100 RS тоже выступает в лучшем виде.
Обычно центральная подставка – деталь не слишком полезная для низких и слабосильных мотоциклистов, у которых иногда просто не хватает физических кондиций, чтобы ей воспользоваться. Здесь для помощи предусмотрена крупная ручка, напоминающая дверную, работает идеально и не мешается. Рядом с ней – кнопочка, поднимающая сиденье, если открыт специальный замок. Под сиденьем – коробочка с крышкой, куда можно сложить мелочёвку вроде документов, шоколадок, телефона, замка на диск. Ещё одна ёмкость – за сиденьем, под пластиком, она поменьше, но тоже можно кое-что запихнуть.
Ключ зажигания тоже нетрадиционный. Я так и не понял, в чём тут фокус, но почему-то для использования его надо сложить. Повернуть пластиковую головку перпендикулярно железке, и только после этого мотоцикл заведётся. При первом запуске мы с сотрудниками представительства BMW Motorrad чуть голову не сломали, почему мотоцикл не заводится, уже пошли за тестером и собрались лезть в электрику, пока кто-то случайно не сложил ключ, и тот не провернулся ещё на половину оборота. В комплектации есть один большой изъян, отсутствует замок руля. Так что я не просто так написал выше про замок на диск. В общем, со всеми этими штучками и фишечками, R 100 RS даже сейчас удивляет видавших виды мотоциклистов. А 40 лет назад это было настоящее чудо техники.
У R 1200 RS чудеса менее заметные и более технологичные. Двусторонний квикшифтер и адаптивная подвеска ещё совсем недавно, в момент премьеры были устройствами из серии «не может быть». А если бы в 70-х про них написал какой-нибудь фантаст, над его фантазиями бы долго смеялись. Как ни странно, в некоторых моментах R 100 RS выигрывает у современного преемника. Прежде всего, это езда в дождь и холод. Если на R 1200 RS дождевик нужно возить с собой обязательно, то его прародитель нормально выдерживает ливень средней интенсивности. Подогрева ручек на нём нет, зато руки закрыты от ветра, как и всё остальное тело. На новом мотоцикле со скольжениями на холодном асфальте справляются АБС и трэкшн-контроль, на старом проблема менее актуально в силу слабого мотора и тормозов.
Сидеть однозначно удобнее на R 100 RS . В этом плане, равно как и в размере обтекателя, он больше похож на современное семейство RT , где посадка прямая и расслабленная. Нынешний RS куда более спортивный и, соответственно, менее удобный. Но неудобство это очень относительное, которое можно пережить, особенно есть опыт езды на спортбайкоподобной технике. В пробках проходимость сопоставима. У R 100 RS большой обтекатель, но он одной ширины с рулём и зеркалами, так что габариты находятся под контролем. У R 1200 RS зеркала широкие, их нужно складывать, причём необычно, вперёд.
С вау-фактором ситуация может быть разная. Пластиковым «типа спортбайком» сейчас можно удивить разве что провинциалов. И на дискотеке города Торопец местные жительницы будут крайне заинтересованы R 1200 RS и его владельцем. В столицах же на спорттуреры уже давно насмотрелись, особенно люди в теме. А R 100 RS – мотоцикл исторический, про него многие слышали, но мало кто видел. Даже немецкие мотожурналисты-путешественники были крайне заинтересованы этим экземпляром, поскольку у них в основном ездят переделки. Так что RS первого поколения – понт для людей понимающих. В общем, когда у меня в гараже стояли оба мотоцикла, я далеко не всегда выбирал последнее поколение.
Получить удовольствие от быстрой езды, пульнуть по городу, съездить на дачу по магистрали, где можно хорошо разогнаться – тут без вопросов R 1200 RS . Но в дождь или холод R 100 RS куда более привлекателен. Также на нём хорошо ездить километров за 300–500 по полупустым загородным дорогам, где мало поворотов и не нужно быстро гнать. За рулём тепло, комфортно, прямая посадка на мягком сиденье совсем не утомляет, 92-й бензин стоит недорого, а объём бака позволяет не беспокоиться о заправках. Можно съездить и подальше, но техника не новая, мало ли что.
Неоднозначен вопрос с групповыми катаниями. Если компания ездит на спортбайках и нейкедах, R 100 RS за ними просто не угонится, тогда как машина последнего поколения будет вполне конкурентоспособна, если не ездить под 300. А если тусовка передвигается на чём-то небыстром, но «с душой», лучше подойдёт ретровариант. Не отстанет и при этом уместно будет смотреться. Так что мотоциклы, несмотря на общие корни, очень разные, со своими преимуществами и недостатками. И лучше всего не выбирать один из двух, а иметь в гараже оба.
За предоставленный мотоцикл BMW R 1200 RS благодарим компанию BMW Motorrad Россия, www.bmw-motorrad.ru
За предоставленный мотоцикл BMW R 100 RS благодарим компанию «Мистер Мото», www.mr-moto.ru
За предоставленный шлем Blauer 80' s благодарим компанию «Моторрика», тел. (495) 540-46-71, www.motorrika.ru