Индийский мотогигант Bajaj Auto стремительно ворвался на российский рынок чуть больше года назад. И сразу с порога продемонстрировал нехарактерное для повсеместно упаднических настроений рвение. Настал момент подводить итоги и строить новые планы.
Осенью 2015-го представители Bajaj созывали в Конаково первую дилерскую конференцию. Дилерскую конференцию без фактического наличия дилеров. Первые пять соглашений были подписаны прямо на месте. В начале пути о Bajaj в России слышали лишь те, кто когда-либо отдыхал в Индии. По итогам первого года в планах значилось прощупывание рынка, корректировка целей и усиленное продвижение мотоциклов Bajaj в качестве адекватной замены китайским попыткам собрать качественный мотоцикл. Отнюдь не захватнические планы, скорее, исследовательские, привели в отсутствии значимой конкуренции к третьему месту по годовым продажам в сегменте малокубатурной мототехники. И в этом нет ничего удивительного.
Чтобы ощутить всю приземлённость российского рынка, стоит обратиться к статистике импорта, которая косвенно показывает количество проданных единиц. За 2/3 года (с января по июль) в России с учётом ранее ввезённых запасов было продано порядка 500 мотоциклов марки Bajaj. И этого хватило для третьего места в общем рейтинге! Самой популярной моделью (а на первых порах и единственной) стал нейкед Bajaj Pulsar NS200. А тем временем Bajaj прямо с конвейера (складов как таковых нет, техника собирается по фактическому заказу) за тот же год импортировала почти по всему «глобусу» 1500000 единиц техники.
Мы потребляем как один некрупный индийский город, а то и как пара кварталов. Гордиться особо нечем... Нетрудно догадаться, что Россия для Bajaj своего рода гол престижа. Возможность при небольших затратах и ровно такой же небольшой прибыли заштриховать на карте своего присутствия сразу огромную территорию. Ориентироваться и подстраиваться под наш рынок Bajaj в обозримом будущем вряд ли будет.
Официальный дистрибьютор Bajaj в России компания EW Motors при внешнем спокойствии старается на максимум. На кону главенствование в сегменте малокубатурников и не только... До конца 2016 года в строй будут введены три новые модели мотоциклов – маленький турер Bajaj Pulsar AS 200, круизер Bajaj Avenger Street 220 и экстравагантный дорожник с исторической подоплёкой Bajaj Vikrant 150. Последний при всей харизматичности и лоске, поговаривают, в розницу будет стоить не более 100000–110000 рублей. Ведутся работы в сверхбюджетном сегменте. Вполне возможно, что уже в следующем мотосезоне в списке импортируемых моделей появится мотоцикл начального класса со 100-кубовым силовым агрегатом по цене не самого сложного велосипеда.
С этого года у EW Motors во многом для поддержания устойчивого интереса к марке и выживания в неприбыльные зимние месяцы открыт департамент коммерческого транспорта. С квадрициклом (не путать с квадроциклом) Bajaj Qute многие уже успели познакомиться. Адаптированная «русская версия» квадрицикла оснащается отопителем салона и стёклами вместо пластиковых вставок. На конференции был замечен Qute из первых партий, который откатал по Москве в службе доставки без каких-либо проблем более 5000 км. С трициклом Bajaj Maxima C российским предпринимателям и рядовым мотолюбителям ещё предстоит познакомиться. Транспортное средство, сильно напоминающее милый сердцу тульский «Муравей», при всей своей игрушечности способно расширить сегмент грузоперевозок малой дальности. Максимальный вес перевозимого груза – 700 кг, трицикл приводится в движение дизельным одноцилиндровым четырёхтактным двигателем с рабочим объёмом 450 см3.
Нехарактерно, но факт. Не имея в своём арсенале полноценной спортивной техники, Bajaj в лучших традициях презентаций топовых мотоциклетных брендов отчитался об успехах в спорте. Начавшаяся как шутка идея выступить в седле Pulsar RS200 на гоночном треке привела к тому, что Андрей Иванов на слегка доработанном мотоцикле в любительском чемпионате X-Bikes занял второе место по итогам сезона, оставив не у дел крупнокубатурную технику. Стантрайдеры из Legend Stunt Team, выступавшие на первой конференции в Конаково на абсолютно стандартных «Пульсарах», без дела не сидели. Оба мотоцикла активно использовались и в подготовке спортсменов, и в подготовке учеников школы PRT. Спустя год техника утратила лоск, но не утратила функционал. Райдеры в очередной раз продемонстрировали полный набор «взрослых» трюков на площадке для тест-драйва, несмотря на моросящий дождь.
Напомним, что Россия стала первой европейской территорией, на которой официально закрепился Bajaj. Дальнейшее продвижение в страны с высокой мотоциклетной культурой, а также плотное сотрудничество с KTM приносят любопытные плоды. В скором времени Bajaj выведет на рынок семейство мотоциклов Kratos. Первой пробной моделью станет нейкед с 400-кубовым силовым агрегатом на основе наработок KTM. Дальше кубатуры пойдут в сторону увеличения. Вплоть до «литра». По непроверенным данным для этих целей Bajaj по случаю прикупил одного из видных европейских мотопроизводителей. Интрига!
Закрепление Bajaj на российских просторах состоялось. Благодаря вдумчивому планированию с обеих сторон, большую часть проблем удалось обойти стороной. Согласно данным гарантийного отдела EW Motors за всё время произошло всего четыре гарантийных случая (менее 1 % от всех продаж). Склады с избытком заполнены запчастями. Редкие или нестандартные детали доезжают до дилерских центров за три недели. Сервисный персонал обучен основным манипуляциям. Райских условий никто и не обещал, однако Bajaj в далеко не самое простое время держит марку, демонстрируя регулярный рост. Есть предпосылки к отвёрточной сборке. В 2015 году количество дилеров выросло с пяти до 25. На данный момент подписано 40 дилерских соглашений. В 2017 году планируется расширение сети до 60 или более дилерских центров по всей России. Индия, определённо, нам поможет!