Мы продолжаем рубрику «Школа эндуро для чайников». Сегодня поговорим о правильном спуске вниз по склону. Занятие ведут инструкторы #DRCenduro – титулованные спортсмены и внимательные учителя. Для закрепления материала понадобится исправный мотоцикл.
Итак, мой юный и всё ещё не слишком травмированный друг, ты готов продолжать любить эндуро, как люблю его я? Ок, тогда поговорим сегодня о спусках крутых и не очень. Опять же у тебя есть, как всегда, два варианта.
1. Подъехать к спуску, в страхе посмотреть одним глазом вниз и, поджав хвост, потарахтеть искать объезд.
2. Подъехать к краю, за секунду оценить крутизну спуска, выбрать оптимальную траекторию и в красивой оттяжке, работая тормозами, лихо спуститься и погнать дальше.
Надеюсь, что тебя всё-таки интересует второй вариант развития событий, поэтому постарайся запомнить и применить всё, что ты прочтёшь ниже.
Начинать мы будем, как ни странно, на ровной грунтовой площадке. Вначале научимся принимать правильное положение тела и пользоваться тормозами. Как ты помнишь из прошлых выпусков, на торможении мы отклоняем корпус назад в «оттяжку». Так же и сейчас будем тормозить, размещая зад в 10 см над задним крылом, голени перемещая в вертикальное положение и обхватывая ими мотоцикл, при этом распрямляя руки. Но давай обо всём по порядку.
Тормоза. Отбрось дорожные привычки, если, конечно, они у тебя были, и усвой, что эндурист тормозит всегда обоими тормозами. Основной тормоз задний, мы его даже можем блокировать, но без переднего торможение совсем не эффективно, поэтому его мы используем не менее активно, стараясь почувствовать грань, когда и при каком давлении на рычаг он начинает блокировать переднее колесо. Старайся тормозить одним пальцем, но и двумя – не ошибка, а вот тремя и более лучше не пытайся, так как теряется хватка кисти на грипсе.
На площадке размечаем себе две параллельные линии метрах в 25 друг от друга. Это будет линия старта и линия начала торможения. На второй передаче сочно разгоняемся от первой линии и при пересечении второй уходим в оттяжку с одновременным торможением обоими тормозами. Сцепление при этом выжато, лучше одним-двумя пальцами. Твоя задача добиться минимального тормозного пути за счёт эффективного использования обоих тормозов. Потренируй этот навык, с каждым разом увеличивая давление на передний тормоз, в итоге добейся кратковременной блокировки переднего колеса. Напомню, что всё торможение происходит в оттяжке и обжатых ногах.
Ну что, стало получаться, и тормозной путь заметно сократился? Отлично! Теперь делаем то же самое, но тормозим только одним передним тормозом, стараясь замедляться эффективно. Вот тут ты уже явно почувствуешь момент временной блокировки переда, но это уже не так страшно, как вначале, не правда ли? Это важный навык, и ты его будешь использовать на спусках. А если не будешь, то к тебе придут кранты, и ты, бесконтрольно разогнавшись, убьёшь себя в конце спуска, и твои белые юношеские рёбра будут торчать в стороны сквозь цветастую джерси, как бы напоминая о том, какой же ты баклан.
Теперь давай выберем себе спуск. Он не должен быть коротким и бугристым, в идеале метров 15 и с перепадом высоты хотя бы метров 8–10. Для начала просто спустись с него несколько раз в оттяжке, притормаживая обоими тормозами. Надеюсь, ты привык и немного расслабился. Теперь твоя задача подъехать к краю, не останавливаясь и не касаясь ногами земли, начать спуск в оттяжке, фиксируя мотоцикл обжатыми голенями. Начинай тормозить сразу и так работай тормозами, чтобы не дать мотоциклу разгонятся, основной акцент на передний тормоз. Зад можно блокировать, не страшно. Старайся, чтобы большая нагрузка приходилась на обжатые вокруг мотоцикла ноги, а не на руки, в противном случае на длинных спусках руки очень быстро устанут. Потренируй спуск на минимальной скорости.
Следующий этап тренировки – это отработка навыка на более крутых склонах, например, в карьерах. После многократного повторения уйдёт страх высоты, придёт понимание процесса и, как следствие, расслабленность на спуске, что и является нашей целью. Если, конечно, ты сразу после прочтения этих строк без тренировки не подорвался в Кавказские горы и не покалечил себя на первом же спуске, так и не достигнув просветления…
В следующем номере: «Езда вверх для чайников».
Александр Самойлов, КМС, призёр российских соревнований по эндуро, участник международных соревнований по хард-эндуро.
Редакция благодарит школу эндуро #DRCenduro за помощь в создании материала. www.drc.ru, тел. +7(916) 501-3211