На батарейках

На батарейках

Gogoro Smartscooter: 2014 г.,
электродвигатель 8,5 л. с.
при 3250 об/мин,
25 Нм, 94 кг

Текст: Михаил Пимус
Фото: Gogoro

Фраза «извините, у вас случайно нет толстой зарядки, а то у меня мопед сел» пока ещё не вошла в обиход, но что-то подсказывает – ждать осталось недолго.


По состоянию на текущий момент плохих и нежизнеспособных примеров создания транспортных средств на электротяге больше, чем удачных. Пожалуй, одно из наиболее цельных и продуманных решений за последнее время – скутер Gogoro. Его создателями являются не абы кто, а бывшие выходцы из Microsoft и в недавнем прошлом сотрудники известной «телефонной» компании HTC Мэтт Тейлор и Хорак Люк. Ближайшие инвесторы и партнёры – HTC и Panasonic. По разным данным бюджет проекта перевалил за $ 150.000.000.


Стоит сразу отметить, что Gogoro отнюдь не является глупой бестолковой фантазией двух айтишников. Совсем наоборот, всё качественно продумано и спланировано на много ходов вперёд. По всему видно, что парни действительно загорелись идеей и планируют самостоятельно ездить на своём детище. Важный нюанс – перед нами уже не концепт или абстрактная модель. Скутер реально существует и функционирует, большая часть иллюстраций сделана на живую. Продажи должны начаться в ближайшее время.

GoStation

Теперь давайте более пристально рассмотрим конструктив. Gogoro по своей начинке и многим комплектующим схож с современными «табуретками». С первых секунд в глаза бросается миловидно-мультяшный внешний вид. Как будто футуристичный робот Ева из мультика про Валли согрешила с крутым современным мобильным телефоном. По тщательной подгонке деталей, светодиодным лампам во всех световых приборах, фактуре и форме электроскутер действительно воспринимается как гаджет на колёсах.


Несущей конструкцией является алюминиевая рама-монокок сложной формы, к ней уже крепятся консольные подвески и всё остальное. Привет, Vespa! Не слово в слово, но весьма близко. Консоль спереди реализована не традиционным способом с рычажной системой и одним амортизатором, а на авиационный манер – центральная амортизационная стойка под рулевой колонкой и мощная одноплечая конструкция, удерживающая колесо. Аппарат, кстати, не такой и лёгкий. Снаряжённая масса с одной батареей – 94 кг, для сравнения: средненькая бензиновая Honda Dio 50 весит 60–70 кг. Заднее колесо так же закреплено лишь с одной стороны. Небольшой амортизатор с регулируемой длиной соединяет кузов и дальний конец редуктора, который является частью дугообразного маятника сложной конструкции. Электрический силовой агрегат на постоянных магнитах, оснащённый водяным охлаждением, размещён, как и у обычных скутеров, под багажной ёмкостью, ближе к заднему колесу. Чтобы получить к нему доступ, Gogoro надо разломить посередине по принципу охотничьего ружья.


Литий-ионные влагозащищённые аккумуляторы Gogoro Battery (за основу взяты аккумуляторы спорткара Tesla Model S) выполнены в виде небольших параллелепипедов с ручкой. В разъёмы под сиденье их умещается два и остаётся место под личные вещи. Тормоза – наименее футуристичная система «электротабурета». Спереди установлен диск диаметром 205 мм и двухпоршневый суппорт, сзади диск 162 мм и однопоршневый суппорт. Привод тормозов гидравлический с общим бачком, привод на заднее колесо ремнём. 12-дюймовые колёсные диски обуты в резину Maxxis.


Прелесть электронных комплектующих в их высокой продуктивности и модульности. Орудуя проводами, электроприводами, датчиками и платами, инженер получает большую свободу действий. Многие из электронных систем при помощи чистой механики воссоздать попросту невозможно. Магия электричества начинается с удивительно контрастной цветной приборной панели. На ней можно увидеть все жизненно важные показания – запас хода, пробег, скорость и многое другое. Работу основных систем можно отслеживать и настраивать, подключившись к скутеру с мобильного телефона. Специальный софт поможет сориентироваться в городе или разыскать станцию для зарядки батарей. Управление за небольшим исключением унифицировано с вариаторными бензиновыми собратьями. Вспомогательный функционал местами удивляет – система контроля тяги с управлением акселерацией по проводам, система удалённого открывания багажной ёмкости, система даталоджинга, самостоятельно отправляющая всю статистику раз в 10 минут на облачное хранилище данных, автоматическая корректировка интенсивности работы светового оборудования в зависимости от состояния батарей, Bluetooth, система доступа Smart Key с 256-битным шифрованием (аналог иммобилайзера), USB-зарядка в багажной ёмкости, акселерометр, всевозможные термодатчики и ещё куча всего…


Давайте рассмотрим, стоит ли Gogoro затраченных на него усилий. Для этого обратимся к цифрам ТТХ. Конструкторы заявляют, что электродвигатель в обычном режиме работы в пересчёте на более привычные величины производит 8,5 л. с. при 3250 об/мин и 25 Нм на любых режимах работы. Максимальная скорость всё в том же режиме – около 95 км/ч, разгон с места до 50 км/ч занимает всего 4,2 сек. Бензиновые аналоги уже нервно курят. А ещё имеется так называемый “Super Boost” режим, в котором Gogoro валит на все деньги. Правда, при этом батареи садятся в несколько раз быстрее.


Вопрос с запасом хода остаётся открытым. На двух полностью заряженных батареях скутер может максимально проехать 100 км при средней скорости в 40 км/ч. То есть около 50–75 км в смешанном ритме. Не так уж и плохо! Для российских реалий, когда в поездке к магазину может трижды потребоваться подзарядка батарей, дважды замена резины и ремонт колёсных дисков, этого пока недостаточно. Для прогрессивного европейского городка, где любой жизненно важный маршрут составляет пару километров, такого запаса хода в самый раз. Утром можно съездить на работу, вечером в бар, а ночью раз в два дня ставить скутер на зарядку.


Для создания полноценной инфраструктуры (Gogoro Energy Network) производитель разработал собственную уличную док-станцию GoStation. В неё как в ядерный реактор при наличии соответствующего контракта на аренду можно воткнуть свою израсходованную батарею и забрать из другого слота уже заряженную. А вообще русская смекалка мне подсказывает, что при необходимости уехать больше, чем на 30 км от дома, можно взять с собой парочку дополнительных батарей про запас.

 

Заключение

Наблюдать за электроскутерами и электромотоциклами становится всё интереснее. Как думаете, лет через 15–20 мы с вами увидим великого и ужасного Валентино Грациановича посреди гоночного трека верхом на мотоцикле с электродвигателем и батарейками? Вот смеху-то будет...

< ХИЩНИКИБлизкие по духу >
1 Марта 2015 11:06 Михаил Пимус