Альтернативы А1

Альтернативы А1

Sachs MadAss 125 RE
SYM Jet 4 125
Yamaha YBR125

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Сергей Говорин

Sachs MadAss 125 RE: 2014 г., 119,7 см3, 11 л. с., 102 кг, 90000 руб.
SYM Jet 4 125: 2016 г., 124,6 см3, 8,8 л. с., 113 кг, 99990 руб.
Yamaha YBR125: 2017 г., 124 см3, 10,1 л. с., 125 кг, 149000 руб.


В те краткие два года, пока не исполнится 18 лет и можно будет сдать на полноценную категорию «А», 16-летним приходится ездить на технике «А1» с объёмом мотора не больше 125 см3. Но даже при наличии этих ограничений есть из чего выбрать – мотоцикл, скутер, питбайк. Что предпочесть?


Питбайк


В роли питбайка сегодня выступает Sachs MadAss 125 RE, у которого мотор от питбайка с горизонтальным цилиндром и четырёхступенчатой коробкой передач установлен в оригинальную раму, сваренную из двух толстых стальных труб. Причём верхняя труба является по совместительству ещё и пятилитровым бензобаком, обеспечивающим запас хода более 150 км.

Почему не обычный питбайк, объёмы продаж которых в России в разы, если не на порядок, превосходят объёмы продаж мотоциклов? Всё дело в документах. Нам хотелось, чтобы все три участника теста были легальными на дорогах общего пользования, чтобы без проблем ставились на учёт и не заставляли трепетать в страхе при виде работников ДПС.

Немецкая компания Sachs Motorcycles впервые показала необычный мотоцикл MadAss («Дикая задница») в 2004 году. Производство было налажено в Китае, что не лучшим образом сказалось на качестве продукции. «Саксу», как, впрочем, всем китайским питбайкам, уже который год свойственны детские болезни, связанные с не лучшим качеством комплектующих и материалов. На тестовом мотоцикле были какие-то гремлины в электрической проводке, сопливился задний моноамортизатор и постоянно раскручивались контргайки натяжителя цепи, из-за чего цепь провисала.

Но, несмотря на эти досадные мелочи, сам по себе «Мэдэсс» – очень интересный формат городского транспорта. Он уверенно едет 100 км/ч по горизонтальной поверхности, очень резко и точно рулится, позволяет прыгать через «лежачие полицейские», не сбавляя хода, и заезжать/съезжать с высоких бордюров. На нём ездить весело и легко.

Версия RE (Race Edition), попавшая к нам на тест, отличается от обычного MadAss отожжённым в синий цвет глушителем из нержавейки, расположенным «под хвостом», и наличием крупного маслорадиатора, исключающего проблему перегрева даже при медленной езде в жару по пробкам. Всё остальное точно такое же, а багажники и дополнительные фары – это тюнинг.

120-кубовый моторчик ведёт свою родословную от двигателя Honda Cub, выпущенного многомиллионным тиражом и являющегося самым массовым мотором в мире. Он прост, как ручная мясорубка, его технологии отточены шестью десятилетиями производства и в нём нет лишних и спорных деталей. Даже в китайском исполнении он идеален – работает уверенно и без перебоев, заводится быстро и легко, выдаёт неплохую мощность для своего объёма. Из минусов – отсутствие балансирных валов, которое обуславливает вибрации, досаждающие зудом на подножках водителя.

Четырёх передач в коробке не хватает – постоянно пытаешься воткнуть несуществующую пятую. Не помогла даже замена передней звезды на +1 зуб – всё равно мотор «закручивается» на высшей передаче, особенно при езде с горы при попутном ветре. Это шасси способно совладать с более мощными моторами – ему с запасом хватает и жёсткости рамы, и тормозов, поэтому кажется, что мощности мотора не хватает.

Установка дополнительных багажников и рамок под боковые сумки если и не сделала из MadAss «туриста», то сильно упростила перевозку багажа. Обычной мотоциклетной сеткой можно притянуть поклажу и перед сиденьем, и к багажнику. При желании к багажнику можно намертво прикрепить кофр, в который на стоянке убирать дождевик, шлем и перчатки.

Из опыта езды на расстояния «полгорода» могу сказать, что такой «чахлик» в потоке совсем не кажется медленным и может составить конкуренцию быстрым и мощным мотоциклам, особенно в плотном потоке, где его пронырливость будет компенсировать недостаточную мощность мотора.


Скутер


За скутеров у нас играет одноцилиндровая «125-ка» тайваньской компании SYM, зарекомендовавшая себя как абсолютно беспроблемный середнячок незапоминающегося дизайна. Установка раскосых фар, большого заднего фонаря и багажника в виде антикрыла сделала его экстерьер не таким архаичным, но характерные черты японских аппаратов конца ХХ века видны невооружённым глазом.

Главное в этом скутере – функциональность. Она определяет и компоновку, и внешний вид. Ради получения «в унитазе» объёма, пригодного для размещения мотоциклетного шлема, заднее колесо поставили 12”, а, чтобы ступни ног помещались на плоском полу, вперёд поставили 13” колесо. Маленькие колёса не в состоянии обеспечить достаточную плавность хода, что сказалось на слабых внедорожных возможностях скутера. На грунтовке его ощутимо трясёт, также он регулярно задевает брюхом за рельеф местности.

В фаре хитрой формы, кажущейся двойной, установлена одна двухнитевая галогеновая лампа, которая обеспечивает достаточно света. Но в выключенном виде фара смотрится солиднее, а во включённом в зеркалах заднего вида – простовато. Поворотники, встроенные в пластик, видны неплохо. Штатная бибикалка своим надтреснутым фальцетом окружающих водителей может только рассмешить, что тоже неплохо – это снижает уровень агрессии на дороге.

Возможность сжать колени и спрятаться за пластиковым щитом очень поможет при езде в непогоду и холод. Есть реальный шанс приехать практически сухим, только если вас из лужи сбоку не обдадут при обгоне, а ведь могут. Скутер едет 90, до 100 км/ч может разогнаться только при удачном стечении обстоятельств. Потери мощности в вариаторе и центробежном сцеплении обеспечивают ему и крейсерскую, и максимальную скорость пониже, чем у обоих оппонентов.

Но если мы в чём-то теряем, то должны в чём-то выигрывать. И вариатор даёт выигрыш в плавности набора скорости. Он идеально настроен и прекрасно работает, обеспечивая плавное, но напористое ускорение с любых скоростей и оборотов – ни тебе рывков, ни дёрганий при переключении на следующую передачу.

У SYM Jet4 125 самый узкий руль – всего 675 мм шириной, что позволяет ему в потоке машин пролезать в такие щели, на которые водитель «Голдвинга» даже не обратил бы внимания. Главное, на забыть заранее сложить зеркала заднего вида, чтобы они не чиркали по машинам, и смелее накручивать ручку «газа». Тормозов хватает впритык, поэтому старайтесь оставлять себе небольшой запас по длине до впереди едущей машины или будьте в любой момент готовы при торможении уйти в междурядье. Если честно, передний тормозной диск диаметром миллиметров на 40–50 больше, чем стоит, прекрасно бы уместился внутри колеса, странно, что взяли диск диаметром всего 226 мм.

Подседельная багажная ёмкость хорошо защищена от брызг и влаги и является идеальным местом для перевозки вещей. За её наличие скутеру можно простить тесноту и безальтернативность позы за рулём, а также не самые выдающиеся динамические показатели. Но именно в номинации «сел и поехал» скутер из всех троих наиболее практичен и удобен для коротких ежедневных поездок по делам.


Мотоцикл


Yamaha YBR-125 с нами уже 13 лет, и за это время практически не изменился. Чтоб изготовить человека, бог сделал труд и обезьяну, а «Юбиэра» он не трогал – тот сразу вышел хорошо. Да, смотрится архаично, да, конструкция из середины ХХ века, да, из новейших технологий в нём есть только электронное зажигание. Но этот коктейль ровно и тихо шуршит мотором, узенькие колёсики уверенно катят по асфальту, а древний однопоршневый передний тормоз обеспечивает адекватное мощности мотора замедление.

13-литровый бензобак не только может служить основой для магнитной сумки, но и обеспечивает запас хода, сравнимый с BMW GS Adventure, и на этой «125-ке» можно отправляться в путешествия по заброшенным уголкам нашей планеты. Неприхотливый двухклапанный мотор прекрасно переваривает бензин любого качества, так что сложностей с заправкой из пластиковых бутылок на обочине тоже ожидать не следует. Не забывайте только следить за уровнем масла – при постоянной работе близко к красной зоне тахометра оно может немного расходоваться.

Штатный багажник просто просится на установку сверху пластикового кофра. А через сиденье можно перекидывать боковые сумки, которые лягут на амортизаторы и не будут лезть в колесо. Передний обтекатель с квадратной фарой, позаимствованный у старенькой «Маджесты», немного отводит встречный ветер от груди и рук, в теории повышая уровень комфорта при езде в холод и непогоду, но при максимальной скорости 106 км/ч (по GPS) говорить о его аэродинамических качествах бессмысленно. Он просто есть и помогает узнаваемости модели. Обычная круглая фара была бы не менее эффективна.

Узкие колёса размерностью 2,75–18 (в метрике это примерно 70/100–18) и 90/90–18 обеспечивают YBR125 очень точную управляемость. Недаром этот мотоцикл так любим мотошколами за свою покладистость. При установке на него защитных дуг он становится практически неубиваемым, долгие годы терпя издевательство учеников и лихость инструкторов при демонстрации «вот как надо». Перегреть мотор ему тоже практически невозможно.

У «Йобыря» полноценное двухместное сиденье – широкое и длинное. И подножки для пассажира большие, крепкие и расположены удобно, так что это полноценный двухместный мотоцикл. При отсутствии пассажира водитель может двигаться вперёд-назад по сиденью, а может ставить ноги на пассажирские подножки – это поможет меньше уставать в дальней дороге.


Сравнение

Очень сложно сравнивать баночку паштета фуа-гра и два килограмма свиной шеи. Как бы и то, и то еда, но одним можно полакомиться, а вторым накормить компанию из шести человек. В отношении наших участников теста подход к сравнению тоже не может быть линейным.

MadAss, как и любой питбайк, скорее всего, будет куплен в качестве игрушки, для совершения подвигов и эпатирования публики. Такой мотоцикл вряд ли будет единственным в гараже, он хорош именно как городское дополнение небольшого радиуса действия к туристическому мотоциклу, на котором в город лень выезжать. Он не очень удобный в плане эргономики, но если надо проехать километров 30–50, то на этом внимание не концентрируется. Тут куда важнее будет его резкость руления, хорошие тормоза и наглый звук прямоточного глушителя со спортивными кроссовыми нотками в саундтреке.

Скутер – это покупка разумом, а не чувствами. Его выберут за практичность: защиту от непогоды, быстрый старт, лёгкость управления, вариатор, короткую базу и небольшую габаритную ширину. Пусть он – это «20 минут позора, и ты на работе», но это реально 20 минут при любом балле «Яндекс-пробок», а под сиденьем всегда есть дождевик, чтобы гарантированно приехать сухим и чистым, даже если погода изменится. Да и в экипировке скутер менее требователен – боты надевать не обязательно, вполне хватит мотокроссовок.

Yamaha YBR125 – это мотоцикл, он будет куплен именно как мотоцикл, а не как игрушка, и после получения полноценной категории «А», скорее всего, будет продан или зачтён по трейд-ин при обмене на что-то более быстрое и современное. Здесь совсем другой подход. «Йобыря» не покупают по любви, причиной его покупки всегда будут обстоятельства: нехватка денег, отсутствие категории «А», желание продать его через год, не особо потеряв в стоимости. И как только обстоятельства меняются, «Ямаха», покидает гараж. А вот скутер и питбайк вполне могут остаться, как логичное дополнение к свежекупленному новому мотоциклу.

Если вам нужна весёлая игрушка, то MadAss – очень интересный вариант. У него есть все отличительные черты питбайка: злость, звук, хорошие тормоза, проходимость и малый вес, но в дополнение к этому он может легально эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Если нужно просто средство транспорта для поездок на учёбу/работу, то тут скутеру равных не будет. И рюкзак с учебниками и тетрадями, положенный «в унитаз», всегда будет оставаться чистым и сухим. А вот если нужно универсальное средство транспорта, на котором и по городу, и на дачу, и к морю с девушкой, то тут конкурентов не будет уже у мотоцикла.

Молодёжь, не откладывайте обучение и получение прав категории «А» до 18 лет. Есть много интересных мотоциклов и скутеров, на которых можно ездить с 16 лет с категорией «А1». Не надо быть снобами, заявляя «всё, что меньше литра – не мотоцикл!». Это совсем не так. Не важно, на чём ты ездишь, главное – как!

Мотоцикл Sachs предоставлен на тест компанией Technoservice Distribution, тел. (931) 353-94-44, www.madass.ru
Скутер SYM предоставлен на тест компанией «ВЕЛОсити», тел. (499) 922-43-34, www.velocityk.ru
Мотоцикл Yamaha предоставлен на тест компанией Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru

< Кубок в виде чашкиДжи-Ти >
18 Ноября 2018 09:14 Денис DEAN Панфёров