Выбор больших и мощных туристических мотоциклов сегодня не слишком велик. И первым делом потенциальный покупатель смотрит на Yamaha FJR1300 и Kawasaki 1400GTR. «Мотоэксперт» выяснил, в чём основные отличия между двумя наследниками разных идеологий.
Kawasaki 1400GTR
Есть десятки способов построить спортивно-туристический мотоцикл. И в Kawasaki выбрали проверенный и выигрышный метод: взяли знаменитый гипербайк ZZR1400, немного доработали и получили 1400GTR, новую модель, заточенную под путешествия. В принципе «зизер» сам по себе был достаточно популярен среди туристов. Но чрезмерная спортивность всё-таки немного смущала потребителя. Посадка с наклоном и короткое стекло – не совсем то, что нужно, когда тебе предстоит сутками ехать с утра до ночи. Так что японцы выбрали очевидный путь, в первую очередь занявшись эргономикой.
И неплохо в этом направлении преуспели. 1400GTR – мотоцикл очень удобный. Руль стоит высоко, так что при обычной езде не приходится нагибаться вперёд, нагружая руки и спину. Водитель сидит почти как в домашнем кресле, опираясь только на ту часть тела, на которую обычно опираются обычные сидящие люди. Но при активной езде позу можно изменить: за рулём вполне органично себя чувствует не только прямо сидящий, но и лежащий животом на баке. И даже висящий в повороте: при желании на нём можно очень быстро проехать по серпантину и чувствовать себя почти спортбайкером.
Хотя ходовая часть здесь не совсем спортивная. Мотоцикл очень крупный, так что за рулём предостаточно места для любых великанов. Но это напрямую отражается на его манёвренности. Для таких габаритов он управляется неплохо, но всё-таки чтобы как следует наклонить этот круизный лайнер, придётся изрядно попотеть. К тому же подвеска здесь настроена на комфорт в длительных поездках и в поворотах начинает покачиваться. Что, впрочем, устраняется после несложных манипуляций с настройками. Зато на нём приятно ехать далеко и прямо: ни ветры, ни колеи не сбивают мотоцикл с прямого пути.
Несмотря на общие габариты, в пробках он чувствует себя неплохо. Прежде всего благодаря удачной конструкции штатных кофров. Их крайние точки располагаются на одном уровне с зеркалами, так что попасть в положение Винни-Пуха, когда перед прошёл, а зад застрял, на 1400GTR невозможно. Кофры – не самая любопытная штатная деталь. Японцы сумели удивить публику редкой системой запуска без ключа. Водитель кладёт в карман беспроводную метку, которая активирует при приближении встроенный в мотоцикл ключ. Ощущается очень интересно, но поначалу несколько необычно. Возможно, для привыкания просто требуется некоторое время.
Впрочем, это не самая значительная электронная деталь на мотоцикле. В лучших современных традициях на нём установлены необходимые системы безопасности, трекшн-контроль и комбинированные тормоза с АБС, которые позволяют не нажимать на педаль правой ногой.
Конечно, самая интересная деталь мотоцикла – двигатель. Позаимствовав его у ZZR1400, инженеры Kawasaki серьёзно урезали мощность. Обычно это делают для увеличения крутящего момента, но у «зизера» его и так более чем достаточно. Можно предположить, что скорее тут замешана топливная экономичность. И действительно, если особо не торопиться и удерживать обороты в зоне, когда на приборной панели горит надпись ECO, на баке объёмом 22 литра можно кататься чуть ли не целый день. Правда, на характеристиках снижение мощности тоже отразилось заметно. Характер «зизеровского» двигателя заметно смягчился. Снизу он везёт так же, а может и чуть более энергично, но наверху от гипербайка осталось мало что. Впрочем, мало кому захочется ехать на тяжёлом турере с высоким стеклом и боковыми кофрами 300 км/ч, потому как даже на околомаксимальных 240 его уже сильно болтает ветром.
Yamaha FJR1300A
У туристического флагмана Yamaha история пошла по другому пути. Он появился намного раньше конкурента, причём столь выдающегося предка у FJR1300, ранее известного как FJ1200 и FJ1100, не было. Зато были 30 лет постепенного совершенствования, за которые его вылизали до последнего винтика. Что прежде всего отразилось на внешности. Это трудно описать словами, но когда ты подходишь к мотоциклу, сразу понимаешь, что всё здесь на своём месте, каждая деталь продумана, каждая лампочка находится там, где её лучше видно, каждый рычаг ложится точно под руку или ногу. Разве что с кнопками намудрили: «аварийка» почему-то находится на месте стартерной, но к этому со временем привыкаешь. Нужно время для освоения сложной приборной панели, состоящей из нескольких экранов со сменным набором данных. Зато, когда освоишь, можешь получать во время поездки ровно тот набор данных, который тебе необходим. И развлекаться в дальней дороге их рассматриванием.
Мотор работает на удивление мягко. Особенно если забыть отключить туристический режим, предназначенный для езды по трассе с минимальным расходом топлива. Но и переключившись в спортивный, замечаешь очень корректный и мягкий отклик на поворот ручки «газа». Как и на многих других современных мотоциклах Yamaha, мотор работает не слишком резко, создавая иллюзию меньшей мощности. У FJR к этому добавляется ещё и отсутствие вибраций. За долгие годы работы над этим большим и мощным двигателем мотористы сумели настолько его успокоить, что на холостых иногда непонятно, заведён он или нет. Это спокойствие и мягкость хорошо скрадывают чувство скорости: вроде бы ты только поехал потихоньку, без рёва и дрожи мотора, а скорость уже хорошо за 200. Можно, конечно, попробовать придумать ситуацию, при которой этой мощности не хватит, но на практике на любых дорогах с ограничением скорости FJR сможет заработать водителю многотысячный штраф или лишение прав.
Большой с виду мотоцикл на практике оказывается относительно коротким, что сказывается на качестве езды. Не сказать, чтобы FJR был рождён для слалома, но с манёвренностью у него дела обстоят неплохо. Прежде всего он хорошо себя ведёт в быстром, но плотном потоке. Дорожные шахматы – именно то, чем на нём интересно заниматься. Неплохо едутся повороты, особенно не очень быстрые: на высокой скорости мягкая подвеска покачивается, вселяя чувство лёгкого страха.
Переизбытка места за рулём FJR не ощущается, но и недостатка тоже. Его сильная сторона – возможность настройки под конкретного водителя. Можно поменять высоту сиденья, руля и, естественно, ветрового стекла. Причём последнее регулируется с помощью электропривода, так что подстраивать под режим езды его можно прямо по ходу движения. Посадку сложно назвать спортивно-туристической, это скорее обычная расслабленная классика, ориентированная на максимальный комфорт. Без изюминки, зато позволяет ехать очень долго и при этом сохранять хорошее самочувствие.
Спарринг
В противостоянии Kawasaki и Yamaha «зелёные» должны были оказаться в заведомо выигрышном положении. По одной простой причине: у них имелась хорошая основа, яркая и харизматичная. Что можно противопоставить туреру, построенному на базе мощнейшего мотоцикла современности? Разве что 30 лет развития, за которые FJR был доведён до идеального по меркам конструкторов состояния.
Ни у кого не позаимствованный, построенный именно для туризма четырёхцилиндровый рядный мотор очень приятен в эксплуатации. Он работает тихо и мягко, что актуально в дальней дороге, при этом мощности достаточно для большинства жизненных ситуаций. Но здесь GTR оказывается впереди. Даже несмотря на дефорсирование, в бывшем двигателе от ZZR1400 осталось достаточно тяги, чтобы обогнать в своём классе кого угодно, в том числе FJR.
Впрочем, впереди он будет только на прямой дороге. Как только дело доходит до поворотов, Yamaha сразу же начинает догонять и перегонять. Вроде бы вес отличается совсем немного, но заставить 1400GTR уйти с прямого курса и лечь в поворот, а тем более переложиться из одной стороны в другую не слишком легко. В этом плане FJR1300 ощутимо послушнее. Конечно, до спортбайка ему далеко, но поворачивает он очень прилично, легко наклоняется до скрежета подножек и едет туда, куда нужно водителю, а не ему самому. Оба мотоцикла имеют схожую проблему с подвеской: в быстрых поворотах она совершает лишние движения, которых от неё не ждут. Впрочем, это вполне естественный компромисс между спортивностью и комфортом, от которого при некотором желании можно избавиться.
FJR – один из самых технологически продвинутых мотоциклов Yamaha. У него есть трекшн-контроль, которым почему-то производитель нечасто балует покупателя, переключатель режимов двигателя и приборная панель, напоминающая дисплей мейнфрейма крупного вычислительного центра. Он мог бы стать ещё более технологичным, если бы был оборудован автоматическим сцеплением, которое реализовали уже достаточно давно. Но российский импортёр почему-то отказался от новаторской версии в пользу традиционной механической трансмиссии.
Kawasaki сейчас ставит сложную электронику даже на недорогие модели, а в 1400GTR к обязательным компонентам добавили интересные бонусы вроде бесконтактного ключа. Зато приборная панель сделана в классическом стиле с двумя большими стрелочными циферблатами и маленьким жидкокристаллическим экранчиком. Информация с них считывается неплохо, но на фоне космического дашборда «Ямахи» выглядит он несколько устаревшим.
Посадка у мотоциклов отличается достаточно сильно, чтобы их можно было угадать, сев за руль с закрытыми глазами. На «Ямахе» сидишь прямо, на «Кавасаки» – с лёгким наклоном вперёд. Которого недостаточно, чтобы почувствовать нагрузку на руки и спину, зато при энергичном разгоне и длительной езде на скоростях за 200 удобно ложиться на бак. Кроме того, на GTR наблюдается избыток свободного места, даже если рост водителя приближается к двум метрам. Также это даёт возможность в дороге постоянно менять позы, спасаясь от усталости. Впрочем, на FJR пространства тоже хватает.
Выбирать из двух мотоциклов по объективным характеристикам будет непросто. Ездить и на том, и на другом интересно и комфортно. Главные отличия – в характере. Kawasaki – наследник сверхмощного ZZR1400, перенявший от него сумасшедшую тягу и непоколебимость движения, мотоцикл для очень быстрой езды по прямым дорогам. У FJR1300 темперамент немного скромнее. Зато он лучше подходит для каждодневной городской езды. К тому же у него есть небольшие преимущества вроде на три литра большего бензобака. В отличие от GTR, который даже летом глохнет без хорошего прогрева, этот работает без малейших сбоев. Но это не настолько принципиальные моменты, чтобы повлиять на решающий выбор, который нужно делать, скорее отталкиваясь от характера потенциального хозяина.
За предоставленный мотоцикл Yamaha FJR1300 благодарим компанию Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru
За предоставленный мотоцикл Kawasaki 1400GTR благодарим компанию «Фудзи Моторс», www.kawasaki.ru
За предоставленную экипировку Spidi, Sidi, X-Lite благодарим компанию «Панавто», тел. (495) 780-55-55.