Даже в нынешнем мире высоких мотоциклетных технологий попадаются нейкеды, которые шагнули дальше других. Типичный пример – Aprilia Tuono 1100 Factory, построенный на базе спортбайка RSV4. «Мотоэксперт» со всех сторон рассмотрел это чудо итальянской инженерии и попробовал разобраться во всех премудростях его «железа» и «софта».
Голый алюминий сейчас не в моде. Производители пытаются спрятать детали из благородного крылатого металла под слоем краски, особенно когда дело касается крупных узлов вроде рамы или маятника. А итальянцы пошли наперекор тенденциям и оставили серебристыми практически все возможные детали. Чем придали мотоциклу шарм гоночного прототипа или спортбайка времён зарождения этого класса. И в остальном итальянские дизайнеры отработали безукоризненно: форма, цвет, графика – всё органично, красиво и ярко, как и полагается термоядерному нейкеду. Разве что пластика по нейкедовским меркам многовато, но его необходимость понимаешь, как только трогаешься с места.
Мода на раздевание городских мотоциклов легко объяснима: по идее, им негде разгоняться до скоростей, когда требуется обтекатель. Но эта история не про Tuono . Потому что на него ставится единственный в этом классе четырёхцилиндровый V -образный двигатель от спортбайка RSV 4, в котором добавили объёма и немного убрали лошадиных сил, оставили «всего» 175. И никуда не делся фантастический крутящий момент V 4. Поэтому злостным нарушителем ПДД водитель Touno становится через какие-то ничтожно малые секунды после зелёного сигнала светофора. А если подержать ручку «газа» ещё чуть-чуть, приходится нагибаться под небольшое стёклышко и благодарить итальянцев за то, что они не стали фантазировать на тему классического нейкеда, а пожалели водителя. Который в такой конфигурации может пользоваться всеми ресурсами мотоцикла и не бояться, что на посильной для Tuono скорости за 250 ему оторвёт воздушным потоком голову.
Представители завода утверждают, что шасси Tuono практически не отличается от спортбайковского. И действительно, ощущения от управляемости здесь такие же, как на RSV 4. Прежде всего бросается в глаза острота рулёжки. Она далека от обычной для нейкедов лёгкой неповоротливости, когда мотоцикл прекрасно едет по прямой, а для изменения направления нужно приложить некоторые усилия. На Tuono , напротив, поначалу непросто ездить прямо. Лёгкое шевеление, и он уже пытается наклониться: поведение, характерное, скорее, для гоночной техники, чем для городской. Впрочем, к этому быстро привыкаешь и начинаешь пользоваться, например, при слаломе между машинами, на который Tuono провоцирует постоянно, даже когда ты никуда не торопишься.
А в поворотах мотоцикл, оборудованный в версии Factory полной подвеской Ohlins , ведёт себя просто сказочно. Сейчас на рынке много быстрых и лёгких полугоночных нейкедов, но Tuono даже при такой конкуренции находится в авангарде направления. Если мотоциклы попроще ограничивают темперамент водителя геометрией шасси, характеристиками подвески, торчащим железом, то здесь ограничитель, как на спортбайке, в сцепных свойствах покрышек и в голове водителя. И это заставляет постоянно себя придерживать и обдумывать особо рискованные манёвры. Тем более спортивная «резина» прекрасно цепляется в прогретом состоянии за чистый асфальт. Но на влажных пятнах, песке или холодным вечером «закладывать» лучше поаккуратнее.
Современная мотоиндустрия – это уже битва не столько механиков, сколько айтишников. Придумать что-то принципиально новое в конструкции сложно, дорого, да и придумали уже почти всё, что можно, дальше развиваться в сторону снижения веса или увеличения мощности мешают законы физики и экономики. А вот электронные навороты можно совершенствовать безгранично, причём в разные стороны. Традиционный трэкшн-контроль реализован очень просто и удобно, со множеством вариантов настройки. Он не привязан к фиксированным режимам и регулируется независимо от мощности двигателя и других параметров. Это очень удобно: не нравится дорожное покрытие – ставишь более чувствительный вариант. С ним лампочка мигает практически постоянно, и явно ощущается потеря мощности, зато можно баловаться дросселем, как тебе угодно. Хочется побыть гонщиком – делаешь пожёстче и радуешься контролируемым пробуксовкам. Всего режимов восемь, так что подобрать можно на любой случай.
Пользование сказочными мощностями мотора облегчает не только трэкшн. Для старта предусмотрена очевидная и очень полезная система Launch Control , хорошо знакомая знатокам гоночной техники. Активируешь её двумя кнопками, открываешь полный «газ», отпускаешь сцепление и стартуешь с максимально возможной скоростью, за которой начинается переворот. Поначалу довериться ей тяжело, потому что цена сбоя может быть очень высокой, все инстинкты просят одуматься и прикрыть «газ». Но когда пересиливаешь себя, получаешь невероятное ускорение, которого практически невозможно добиться в ручном режиме даже профессиональным гонщикам, для которых изначально придумали Launch Control . Из той же серии – Wheelie Control . Если его отключить, благодаря мощности мотора и геометрии шасси Tuono практически всё время едет на заднем колесе. Что какое-то время щекочет нервы и этим немного радует, но потом необходимость постоянного контроля начинает напрягать. А при работающей системе, в зависимости от настройки, колесо либо не отрывается совсем, либо поднимается очень аккуратно и невысоко, а потом мягко возвращается на дорогу.
Traction Control , Launch Control и Wheelie Control – системы полезные и удачно реализованные, но удивить ими кого-то сегодня трудно. А вот связь по Bluetooth с мобильным телефоном – штука редкая и занятная. Программа для IOS или Android обладает функционалом системы даталоджинга. Она показывает, на сколько процентов ты открыл «газ», в какой момент проскальзывало заднее колесо и многие другие параметры вплоть до угла наклона. В программу заложены наиболее распространённые европейские треки, так что теоретически, покатавшись по ним, можно посмотреть, как вёл себя мотоцикл в определённом месте трассы. Какие-то данные показываются в реальном времени, хотя для этого придётся вешать телефон на кронштейн и смотреть на экран, что при темпераменте Tuono не очень просто.
Сейчас трудно кого-то удивить нейкедом на базе большого спортбайка. В этом классе отметились практически все крупные производители и напридумывали столько наворотов, что нового, вроде бы, и сказать нечего. Однако у Aprilia это получилось. У Tuono практически гоночная ходовая часть, которая в сочетании со сверхмощным мотором позволяет творить чудеса что на дороге, что на треке. Всё это дополнено электроникой. Она либо оригинально реализована, либо задействует уникальные системы, до которых больше никто не додумался. Получился мотоцикл, в котором городская только посадка. В остальном он очень напоминает спортбайк и, хоть немного уступает в характеристиках, не будет сильно отставать от родственной RSV 4. Правда, с универсальностью у Tuono не очень. Если нужен мотоцикл потихоньку ездить на работу и в деревню, лучше посмотреть на что-то другое, а не стрелять из пушки по воробьям.
За предоставленный мотоцикл благодарим официального импортёра Aprilia , компанию «Моторро», www.aprilia.ru
За предоставленную экипировку Scorpion EXO и Furygan благодарим компанию «Драйвбайк», www.drivebike.ru , (499) 500-91-91
< Кроссоверы на 160* силФужер >