Прожиточный минимум

Прожиточный минимум

«Здравствуйте, это сервис Honda? Я у вас скутер купил, он глохнет постоянно».

Honda PCX 150
2013г., 153 см3, 14 л. с., 129 кг, 150000 руб.

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

Концерн Honda вновь прощупывает почву в сегменте недорогих скутеров для широких слоёв населения. И настолько удачно, что модель Honda PCX 125 в 2011 г. стала абсолютным европейским бестселлером. Для расширения горизонтов в 2012 г. линейку пополнила новинка PCX 150, продемонстрировавшая то, на какие технологии в будущем сделают ставку крупнейшие мировые производители.


Внешний вид

Дизайн и особенности компоновки подчёркивают современность и городскую ориентацию модели и даже слегка переигрывают инженерную составляющую. Иными словами, данный аппарат выглядит несколько богаче, чем он на самом деле есть, и это не плохо. Пробегая силуэт глазами, невольно задерживаешься на не по-скутерному большой и нарядной фаре, обтекаемым элегантным облицовкам и весьма не характерной компоновке. Несмотря на обилие пластика, он прикрывает водителя лишь отчасти и формирует хорошую обзорность, необходимую в условиях города. «Поворотники» спереди поселились в фаре, а сзади, на отдельной подложке, что выигрышно по сравнению с классическим расположением на длинных ножках.

Высокий тоннель в полике, в котором разместился топливный бак объёмом 5,9 л, добавляет немого мотоциклетных мотивов. Но главный практический смысл данной конструкции в усилении компактности и без того проворного табурета.

Естественно, абсолютно идеальный внешний вид в сегменте среднебюджетной техники – это, скорее, фантастика. В данном конкретном случае претензии несущественные. Так, явным упрощением и удешевлением выглядит излишне фактурный и грубый материал обивки сиденья (по крайней мере, в чёрном цвете). И спорным решением я бы назвал круглую хромированную накладку у основания руля – ощущение, что она ещё вчера стояла на каком-то чоппере, и, ко всему прочему, сквозь прорезь в неё заходит масса тросов и проводов, которые со временем могут повредить и пластик, и хром.

Эргономика и оснащение

Посадка на Honda PCX 150 тяготеет скорее к коротким перебежкам, нежели к длинным марафонским забегам. Расположение пилота за рулём вертикальное, почти как на стуле, выштамповки на пластике и неплоский полик здорово помогают хорошо зафиксироваться и контролировать управление. Однако они же (выштамповки) ограничивают постановку ног на платформах и мешаются особо рослым водителям. Мне удобнее всего было перемещаться в позе «ноги близко перед собой». Вытягивая конечности вперёд, неизбежно создаёшь себе дискомфорт и горбишь спину. Приспортивленная посадка с поджатыми под себя ногами удаётся лишь отчасти – ступням мало места и зацепа для уверенной фиксации. При любом положении тела картинка в зеркалах заднего вида в полном порядке. Видимость более чем цензурная, локти обзор не загораживают.

Приборная панель не отличается сверхфункционалом, зато может пощеголять прекрасной читаемостью. Большая овальная область заполнена максимально крупными указателями и лампами, среди которых стрелочный спидометр с контрастной синей окантовкой шкалы и разметкой до 160 км/ч (при определённых доработках последняя цифра вполне достижима), индикаторы включения указателей поворота, жидкокристаллический экран с указателем уровня топлива и одометрами, индикатор включения дальнего света, контрольная сервисная лампа, сигнализирующая о неполадках, а также индикатор работы системы «старт-стоп» и лампочка, сигнализирующая о перегреве двигателя. Явно не достаёт часов, датчика температуры двигателя и тахометра. Единственный орган управления – небольшая кнопка на краю слева, переключающая пробеги с общего на частный. Благодаря козырьку, образованному из края ветрового стекла, большим контрастным цифрам и пиктограммам, показания отлично читаются при любом освещении.

Среди органов управления есть лёгкий отход от общеупотребимых стандартов. Кнопка «стоп-двигатель» просто отсутствует. Её законное место в той же форме, но не в красном, а в чёрном цвете занимает клавиша отключение системы «старт-стоп» (Idling - Idling stop ), которая в свою очередь является козырной картой и венцом всей конструкции. Вокруг данной «фишки» и навязчивой идеи сделать и без того работающий на святом духе скутер ещё более экономичным в PCX 150 крутятся все основные узлы. Логика работы местами похожа на автомобильные аналоги. После фиксации кнопки в положении «вкл» на приборной панели загорается зелёный индикатор, и становятся доступны два поведения, в которых система «тушит» мотор. Первое – при полной остановке, скажем, на светофоре, с зажатым тормозом двигатель глохнет практически сразу. Второе – при простое на месте в состоянии «сижу на скутере, ничего не делаю и не трогаю» двигатель глохнет примерно через 5–7 секунд. В этот момент можно оставить PCX 150 в покое, он никуда не уедет, но уходить далеко не советую. Всё потому, что для того, чтобы вновь оживить моторчик, нужно всего лишь слегка повернуть ручку «газа» (угол и интенсивность неважны, важен сам факт воздействия). Старт происходит практически без посторонних звуков с небольшой, но вполне цензурной задержкой, которая точно не заставит рассерженных автолюбителей истошно сигналить в спину. Чтобы полностью заглушить мотор и потушить всё электрооборудование, придётся повернуть ключ в замке. «Старт-стоп» активируется только после того, как двигатель выйдет на рабочую температуру. Особых нареканий нет, но во время теста у меня всё же возникли затруднения и рацпредложения. Начну с последнего. Чтобы ускорить старт с места, имеет смысл за пару секунд до того, как должен загореться зелёный сигнал светофора, «газом» активировать силовую установку при отпущенном тормозе. Так момент, когда в утренней пробке все ринутся просиживать штаны в своих офисах, будет встречен во всеоружии. Негативная составляющая в следующем – если в момент, когда «старт-стоп» благополучно отработал, и «одностволка» под пластиком смиренно замолчала, перещёлкнуть кнопку Idling - Idling stop (вкл-выкл или вкл-выкл-вкл не имеет значение), как «газ» ни крути и что только ни делай, двигатель не оживёт, и вот тогда на вас спустится весь гнев соседей по транспортному потоку, а если не успеете быстро сообразить, что нужно делать, то точно выслушаете много любопытного о своих ближайших родственниках. Единственный возможный выход из такого технического коматоза – провернуть ключ в замке зажигания. У водителя, имеющего путную голову на плечах, выше следующий транспортный коллапс случится всего раз (максимум два), дальше сработает собака Павлова.

«Старт-стоп» – безусловное и безоговорочное благо. С её наличием и общей сбалансированностью конструкции показатель топливной экономичности «150-ки» (а производитель заявляет расход чуть больше 2 л на 100 км пути) вплотную приблизился к таковому у «полтинников». Бака объёмом 5,9 литров ориентировочно должно хватать на 250–270 км. Топливный кризис? А что это?

Сразу хочу предвосхитить скепсис цинично настроенных читателей. Да, определённая сверхнагрузка на аккумулятор существует, но не в тех масштабах, чтобы он помер раньше времени. В конце концов, «старт-стоп» можно отключить. Жаль, кикстартер отсутствует. Но и это ещё не всё. Думаете, в один прекрасный момент к стартеру придёт белый таёжный писец? Вовсе нет. Стартера в его привычном смысле конструкция не содержит. Двигатель запускается при помощи электронноуправляемого генератора-стартера переменного тока и декомпрессора (в простонародье династартер, как на мотоцикле «Тула»). Кстати, именно поэтому мотор так бесшумно и плавно запускается.

Багаж

Полезный погрузочный объём для личных и не очень вещей поделен между подседельной багажной ёмкостью (как и бензобак, отпирается отдельной кнопкой), которая впритык, но вмещает полноценный интегральный шлем, оставляя немного места для мелких вещей, и небольшим перчаточным ящиком в переднем щите. Немного, но для целей и задач среднестатистического скутериста-горожанина вполне себе достаточно.

Двигатель и ходовая часть

153-кубовый двигатель – дальний родственник силового агрегата от Honda Lead 100 – выдает всё, что ему полагается. Естественно, любители посидеть с набором ключей, отвёрток и кучки афтермакетового тюнинга найдут, чем поживиться. Моторчик и без того резво стартует и с лёгким провалом на старте бодро довозит себя и наездника до скорости 90 км/ч, затем чуть менее рьяно, но всё так же настырно добирается до отметки 100 км/ч и после недолго ожидания упирается в потолок на уровне 110 км/ч (всё согласно штатному спидометру). Если уж совсем запастись терпением, то можно увидеть и 120 км/ч, но это уже лишнее. Комфортно передвигаться в диапазоне 60–80 км/ч.

Радиатор охлаждения живёт справа за пластиком, в районе выхлопной трубы. С одной стороны, такое расположение положительно сказывается на централизации масс, но с другой стороны – проблемы, вызванные его излишним загрязнением при езде в дождь, и лёгкое подогревание правой ступни водителя никто не отменял.

Не сказать, что Honda PCX 150 обделили подвеской, но выбирали её явно по нижней допустимой границе (примерно как и тормоза). Движение на малых и средних скоростях скутеру удаётся идеально, но при переходе за 80–90 км/ч чувствуется вся бюджетность конструкции. Если конкретнее, то не хватает регулировки демпфирования отбоя сзади и энергоёмкости спереди. Критичности никакой нет, просто не надо без особой нужды валить на все деньги по плохой дороге. К раме претензий ноль – жёсткости предостаточно, рулевая колонка взад-вперёд не ходит. 14-дюймовые колёса положительно влияют на стабильность и комфорт. В боевых условиях города PCX 150 дарит лёгкое чувство безнаказанности и уверенности в себе, но надо быть осторожным при околомаксимальных скоростях!

Тормоза

Конструкция тормозной системы относительно техники Honda не является чем-то из ряда вон, но на общем фоне сочетание гидравлического оборудования спереди (1 диск Ø 220 мм, 3-поршневый суппорт) и барабана сзади с первого взгляда кажется анахронизмом. Это если не знать о том, что оба контура соединены в комбинированную гидромеханическую тормозную систему. От нажатия на рукоятку заднего тормоза дополнительно в работу включается передний. Эффективность замедления неидеальная, но достаточная. Одним задним тормозом ретивый табурет быстро не остановить, а заблокировать колесо (антиблокировочной системы нет) возможно лишь на очень скользкой поверхности. Преисполненный эффективности передний диск внушает больше доверия. Замедление с его участием уже всерьёз можно назвать комфортным. После серии энергичных разгонов с последующим торможением осталась некая недосказанность, чувствуется наличие дополнительного потенциала. С большой вероятностью это связанно с тем, что скутер был абсолютно без пробега, и механизмы ещё не притёрлись.

Допоборудование

Какой же скутерист не любит сразу после покупки навешивать всякие ништячки на своего любимца? Японские дизайнеры однозначно в курсе и именно поэтому вдогонку выпустили небольшую подборку стайлинга и сугубо практичных аксессуаров (частично она представлена в кадре на белом скутере) в составе наклеек на боковой пластик, хромированных накладок, багажного кофра, накидки на ноги и высокого ветрового стекла.

Качество

К разговорам о качестве изготовления хочу приложить любопытные факты. У меня в числе ближайших знакомых есть целый клуб увлечённых «голдоводов» (владельцы Honda Gold Wing). Так вот, как это ни странно, эти люди являются целевыми покупателями PCX 150. Скутера как приложение к большему туреру покупаются для жён, детей и ближайших родственников, чтобы те потихоньку приобщались к мотокультуре, но только непременно через технику с крылом на борту. На мой вопрос «А почему именно PCX? Ведь существует масса других «японцев», «итальянцев», «французов», наконец?» Все как один отвечают: «Так это же Honda!». Действительно, чертовски логично. К качеству данного бренда нет поводов предъявлять претензии, а в салонах у официального дилера из скутеров можно приобрести один лишь PCX 150. На практике ожидания оправдываются в полной мере. Упрекнуть городского проныру отчасти можно только за излишне тонкий пластик. Внукам его, может, и не получиться завещать… В остальном всё так, как должно быть – все рукоятки и пульты удобные и приятные на ощупь, нигде ничего не скрипит и не трётся, подогнано хорошо, от резиновых деталей не пахнет, как от химического оружия.

Заключение

Honda PCX 150 – уверенная заявка японских инженеров на победу в номинации «народный скутер». Сочетание качества и технологии, пожалуй, одно из лучших в рамках своего рабочего объёма. Максимальная скорость на отметке 100 км/ч позволяет в городе распутывать сложные узлы и даже из самых дальних вылазок возвращаться домой в момент, когда многие ещё только выезжают. За город также никто не запрещает выехать, главное – знать меру и иметь в виду каталог аксессуаров. Тихо, мирно, но настырно и поэтапно PCX 150 начинает завоёвывать позиции. На многих курортных зонах, практикующих прокат скутеров, новинка от Honda считается чуть ли не самой желанной и пользуется исключительной популярностью и не в последнюю очередь из-за своей технологичности. Развитие налицо – к симпатичному компактному дизайну прилагается проверенный временем мотор, честно выдающий мощность, и над всем этим надстроен ряд систем, играющих на надёжность и экономичность.

Экипировка предоставлена компанией «Мистер Мото», тел. (495) 721-84-80, www.mr-moto.ru
Скутер Honda PCX 150 предоставлен компанией Honda Motor Rus, тел.: (499) 363-43-10, www.honda.co.ru


< ПровокацияЯростный кулак >
21 Февраля 2014 20:54 Михаил Пимус