Матрёшка, водка, медведи, балалайка – вот то немногое, что во всём мире ассоциируется с Россией. С недавних пор к списку смело можно добавить мотоцикл «Урал». Ирбитская сила шагает по планете как никогда!
Меж тем на родине к самому знаковому мотоциклу отношение противоречивое. Особенно с широким выходом на рынок азиатской и европейской мототехники. Главный лейтмотив – жёсткий стёб на все лады. Шуток в избытке. Достаточно вспомнить присказку о том, что колонна из трёх «Уралов» никогда не доедет до байкслёта в Малоярославце. Или, как яркий пример, диалог двух начинающих мототуристов:
– Давай поедем на «Урале» в дальнобой?
– А что, если он сломается?
– Что значит если?
Надо заметить, наш народ суров, но справедлив. Просто так да ещё и в таком количестве технику ругать не будет. Веские причины есть. Вброшу любопытную теорию... Плотно сидящая в головах миллионов людей мысль о том, что «Урал» и иже с ним – это полный хлам, является лишь частью правды. Вспомним конец 80-х, лихие 90-е и начало 2000-х. Во времена расцвета СССР вся общедоступная мототехника в мире была примерно одного довольно среднего уровня. Без умения чинить и вдумчиво обслуживать механизмы в руках могло рассыпаться всё, что угодно. Но при этом энтузиасты ездили в серьёзные путешествия на мотоциклах, мопедах и мотороллерах, покоряли горы и непроходимое бездорожье, существовали в условиях, по современным меркам не совместимых с жизнью. Люди знали, умели и хотели. Затем настали трудные времена. Развал Союза, Перестройка, каждый сам за себя. На смену поколениям рукастых и аккуратных пришли мы... Страшно вспомнить, как и при помощи чего в моём детстве чинилась техника. А непременное желание из чего угодно построить чоппер? Ужас, страх и ненависть!
Но при этом мотоцикл, добытый у дедушки, до первого перегруза или аварии работал идеально. Более того, я и сейчас поддерживаю контакт с несколькими ветеранами. Один вместе с ирбитским мотоциклом прошёл всю войну, другой долгое время служил на нём в ГАИ. В обоих случаях воспоминания вперемешку с секретами настройки карбюраторов и зажигания самые лучшие. Мотоцикл был верным другом и спасителем. Не даст соврать наш известный коллекционер Вячеслав Шиянов. Проводя экскурсии по экспозиции тяжёлых военных мотоциклов, он всякий раз замечает, что русский оппозит на полях сражений не в пример заграничным аналогам славился своей живучестью и эксплуатационными характеристиками.
Мы сами отсутствием желания понимать русские мотоциклы и низкой сервисной культурой вырыли Ирбитскому заводу могилу. А он взял и шагнул мимо. В Европу и Америку. В последние несколько лет можно наблюдать небывалый всплеск популярности мотоциклов «Урал» (точнее, Ural). На них ездят звёзды мировой величины, в красивейших местах планеты появляются шоу-румы и дилеры, увлечённые энтузиасты засыпают соцсети и YouTube каналы фотографиями и восторженными видеороликами.
«Урал» в одночасье стал эксклюзивом, предметом вожделения и увлечения. Не столько в России, сколько за её пределами. Главные прелести – военное прошлое, ламповость и железность во всём и, конечно же, наличие коляски (именно так я и дальше предлагаю называть боковой прицеп). У абсолютного большинства соотечественников в связи с вышеописанным флешбеком наблюдается явление под длинным названием когнитивный диссонанс. Это когда нельзя себе представить, как мотоцикл, который ещё недавно на селе покупался за пузырь беленькой, нынче стоит 600000–700000 рублей.
Список ингредиентов
К слову, «Урал» уже не тот, что был раньше. В том числе и по качеству. Прогресс и доступность технологий дают о себе знать. Рассмотрим попавший в «Мотоэксперт» на тест «Урал» Gear-Up 2017 года. Всё по уму – везде, где можно, подшипники SKF, масло не течёт, тормоза на компонентах Brembo, амортизаторы Sachs, органы управления Domino, электроника Denso и Yuasa, гидравлический рулевой демпфер, электронный впрыск топлива на узлах Bosch и Delphi, зажигание Denso, шестерни Herzog, манжеты NAK, резина Duro на алюминиевых спицованных ободьях, адекватный электростартер (кик тоже есть), качественная оптика, профессиональная покраска, современный масляный фильтр, качественный крепёж и масса приятных аксессуаров. Обвес, как и прежде, металлический. Крайне крепкий! Есть и индивидуальные особенности, свойственные версии Gear-Up – задний ход и жёстко подключаемый привод на колесо коляски. Приборная панель изысками не блещет. Она устроена по-простому. На виду только самое необходимое. Жаль, что свечение контрольных ламп на свету разглядеть практически невозможно.
На выходе получаем советскую классику в новом прочтении. Цена при немалом арсенале правильных ништяков видится даже соизмеримой. Где вы ещё за такое количество денег купите так много интересного мотоцикла с богатой предысторией?
Отдельного рассказа достоин спасательный набор всяких инструментов и приспособлений, которые вышедший с завода Gear-Up несёт на борту. Загибайте пальцы: полностью собранное запасное колесо и багажник, канистра под топливо, лопата, огромный набор инструментов, насос и набор фирменных красок. Боекомплект что надо! Ещё бы ружьё – и можно в автономку уходить. Если серьёзно, на мой взгляд, в наборе не хватает домкрата и тента, который можно использовать как навес или полог на случай ремонта в пути.
Ключ на старт
Подумать только – так себе лето 2017-го, я почти в центре Москвы сижу в полном непонимании на новеньком «Урале» с коляской, электростартером и инжектором... а мне нужно ехать за город на съёмку. Не очень хочу вспоминать, как это было. Пробки – не стихия столь громоздкой техники, да и я далеко не мастак ездить с витиеватой жилплощадью по правому борту. Коляска реально большая, и на это надо делать скидку. Видимая периферическим зрением часть ещё не всё. Там дальше колесо и большое крыло. Междурядье в абсолютном большинстве случаев не вариант. Только и остаётся, что шмыгать из ряда в ряд и в особо тупиковых ситуациях сидеть неподвижно, наблюдая, как на тебя со всех близлежащих автомобилей направляют камеры мобильных телефонов. Эргономика в порядке. На удивление ботинки о детали жизнеобеспечения мотоцикла не задевают, рукам вольготно, зеркала и органы управления строго на своём месте.
То ли дело ближайший тихий пригород... Мне повезло с погодой. Удалось под вечер вырваться и погреться вместе с мотоциклом на ласкающем закатном солнце. Под равномерное рокотанье мотора плавно катиться по асфальту одно удовольствие. Тяжёлый мотоцикл идёт грузно, но уверенно и обстоятельно. Легковесный кафешник или оголтелый спортбайк подобной степени удовольствия не дадут. И отсутствие необходимости держать равновесие тут только в плюс. Больше остаётся времени, чтобы глазеть по сторонам. Получается, штатный режим перемещения в пространстве современного колясочного «Урала» полностью совпал с режимом расслабленного дальнобоя из моих представлений о беспечной жизни состоявшегося повесы-мотоциклиста.
Несколько слов о том, как себя чувствует состыкованный с прилично настроенным впуском/выпуском двигатель. Если коротко – отлично! 40 сил с копейками – это та самая величина, которая, на мой взгляд, позволит успокоиться адептам корчевания оппозитов. 100 км/ч 370-килограммовый снаряжённый дирижабль набирает уверенно даже с четырёхступенчатой вполне внятной коробкой передач! Тянет на низах и середине аки маленький тепловоз. Если чуть подождать, можно добраться и до 110 км/ч. Но большего и не надо. Следующая прибавка в динамике и мощности приведёт к резкому снижению безопасности и прочности.
Демпфер хорош! Равно как и заводские настройки в отношении позиционирования мотоцикла и коляски. «Урал» Gear-Up по прямой едет почти идеально ровно, а на торможении не старается уехать в сторону. Даже на скорости в 100 км/ч мотоцикл стабилен. Всё, что требуется от пилота – наличие хотя бы одной руки на руле. Магия – не правда ли? Я честно был удивлён, что такая несимметричная конструкция может настолько адекватно себя вести в динамике.
При вваливании на колясочном «Урале» важно не забывать некоторые особенности конструкции. А именно его предрасположенность к переворотам в правых поворотах и так себе способности к быстрому маневрированию. Запоздалый объезд ямы или сверхсложный манёвр при уходе от столкновения в городской суете ещё можно осилить, а вот поворот... И это отнюдь не байки. Если вы впервые в жизни мчите в гордом одиночестве с пустой коляской, и возникает необходимость резко уйти по дуге направо – мужайтесь. Опытные ураловоды, впитавшие езду на двух колёсах при наличии третьего с молоком (молотком, ключом на 41, зубилом и т. д.) матери, не страшатся таких ситуаций, а вот без опыта можно и поседеть в одночасье.
Подключаемый привод третьего колеса для конкретно взятой модификации вещь необходимая. Иметь монопривод при такой геометрии и подготовке шасси было бы преступлением против собственного удовольствия. Карданный вал жёстко подключается мануальной муфтой. Сдвинул рычажок за правой ногой, и пошло, поехало с брызгами и песком во все стороны. Второе ведущее колесо здорово добавляет мотоциклу проходимости, но на корню убивает управляемость. Отныне только прямо! Плюхнуться в лужу глубиной с половину колеса у меня получилось идеально. Интересно же! Мотоцикл по жидкой каше под водой прёт, как танк. Важно изначально получше прицелиться и по возможности избегать колейности. Низко расположенные полированные «банки» выпуска при превышении дозволенной геометрической проходимости отрабатывают как борона. Царапать их обидно, уж больно хороши...
Грузовые способности колясыча для хранителей традиций ездить на двух колёсах (то есть почти для всех) – предмет нескончаемой зависти. Подтверждаю лично! Обычно соберёшься куда-нибудь подальше от дома – пара дождевиков, и все кофры полные. Сидишь, грустно смотришь вдаль и думаешь, что выложить – палатку, гражданскую одежду или пассажирку поездом в пункт назначения сослать. «Урал» другой, он, зараза, личность! Багажные ёмкости почти как в автомобиле. С собой можно и надувную лодку прихватить, и мангал, и палатку размером с Лихтенштейн. А компанейские качества какие! Хоть друзей, хоть собаку вместе с будкой и забором. Красотища! В определённой степени мечта дальнобоя-экспедиционника.
Заключение
« Урал» Gear-Up, несмотря на ощутимое отставание от современных тенденций мира мотоциклов, оказался аппаратом занятным и во многом полезным. Быть может, использовать его в сугубо утилитарных целях уже неуместно, однако покатушки развлекательного или путешественнического характера – всегда пожалуйста. Гарантированно получите массу удовольствия, особенно если в недавнем прошлом уже имели опыт общения с отечественными оппозитами.
Мотоцикл «Урал» Gear-Up предоставлен официальным дилером мотоциклов «Урал» компанией «Мотохаус», www.motohouse.ru , +7 (925) 924-95-94