BMW Motorrad относится к немногочисленному числу производителей, которые стараются постоянно удивлять клиента новыми технологиями. Этот сезон не стал исключением. Баварцы выпустили обновлённый R 1200 RT с «оппозитом» жидкостного охлаждения и уникальным квикшифтером, работающим при переключениях не только вверх, но и вниз.
R 1200 RT никогда не относился к числу «самых-самых». Он не был ни самым мощным, самым манёвренным, самым комфортным, самым красивым, самым доступным или самым дорогим, а представлял собой что-то вроде среднего арифметического, собрания усреднённых туристических качеств. Что вполне себя оправдывало, так что модель выдержала несколько перерождений и много лет успешно продавалась. Но со временем «оппозит» воздушно-масляного охлаждения, и раньше не славившийся сверхмощностью, окончательно потерялся на фоне более современных спортивно-туристических моторов.
Тут очень кстати пришёлся «водяной» мотор нового поколения, то же, что на R 1200 GS. Который хоть и использует антифриз, но, если он вдруг вытечет, испарится или куда-нибудь денется, сможет достаточно долго работать без вреда для себя. Правда, «гусь» весит немного меньше, не рассчитан на перевозку большого количества груза и не относится к спортивно-туристическому классу. Поэтому было подозрение, что даже нового мотора для шоссейной ракеты может и не хватить. Как оказалось, беспочвенное. Потому что с динамикой у мотоцикла всё более чем в порядке. Необычно ощущать, как внушительных размеров крейсер при открытии ручки «газа» поднимается на заднее колесо, потом чихает трекшн-контролем и возвращается на две точки опоры, продолжая крайне интенсивно разгоняться.
Так что по характеру мотора новая версия получилась значительно веселее старой. У неё отлично обстоят дела с «низами», при этом сверху происходит такой выстрел, что приходится крепко держаться за руль. Конечно, мотор у R 1200 RT получился не таким злым, как у четырёхцилиндровых японских спорт-туристов. Но и сам мотоцикл выполнен в несколько ином стиле. И когда такая махина начинает разгоняться, как будто идёт на взлёт, становится немного не по себе, и большего не хочется. Удивляет не только разгон, но и торможение: вроде бы ты плавно, хоть и быстро плывёшь по дороге, потом прижимаешь передний тормоз, и как будто врезаешься в стену. Конечно, АБС не даёт колёсам блокироваться, но дозировать усилие приходится хотя бы во избежание рывков и перегрузок. Хотя в этом заслуга не только тормозной системы, но и фирменной рычажной передней подвески BMW Telelever, которая противостояние клевку выдерживает намного лучше традиционной вилки.
В тестовой комплектации нам досталась система электронной регулировки амортизирующих элементов. Очень удобная в эксплуатации: на дальнобой настраиваешь её помягче, и подвеска под тобой на неровностях лишь слегка покачивается. Проехав так 2000 километров до альпийского перевала, переключаешься за две секунды в спортивный режим и можешь укладывать мотоцикл хоть на коленку, главное – не превышать возможности покрышек. А после возвращения из похода выгружаешь багаж, ссаживаешь пассажира и нажатием нескольких кнопок переводишь подвеску в режим одиночный городской. Хотя если использовать мотоцикл исключительно в режиме «дом – работа – смотровая», полезность системы резко уменьшается.
Зато другая электронная часть подвески работает независимо от вмешательства пользователя. Система автоматической подстройки работает примерно по тому же принципу, что и у спортбайка BMW HP4: датчики постоянно считывают информацию о поведении подвески и прямо на ходу за кратчайшие промежутки времени открывают или закрывают электромагнитные клапаны в амортизирующих элементах. Например, при сильном открытии «газа» она может уменьшить «приседание» задней части, а на кочках снизить вероятность «пробива». На практике прочувствовать работу сложно, просто кажется, что подвеска стала функционировать очень корректно.
Особенно удивительно интенсивность разгонов, торможений и поворотов ощущается на фоне габаритов. Мотоцикл получился очень крупный, особенно со штатными боковыми кофрами. Временами чувствуешь себя «голдоводом», поскольку проходимость в пробках у RT немногим лучше, чем у легендарного японского турера. Помогает разве что оригинальное расположение зеркал. Они установлены ниже руля, где-то в районе коленей. К этому приходится долго привыкать, зато ты смотришь на дорогу, а не на свои плечи с локтями, а что ещё важнее, при езде «по миллиметрам» между рядами в пробке не цепляешься за зеркала автомобилей. Но чтобы чувствовать себя в городе настоящим мотоциклистом, придётся снять боковые кофры, а если нужно что-то возить с собой, докупить вместо них один центральный.
Зато места за рулём при таких габаритах более чем достаточно. R 1200 RT – один из немногих мотоциклов, на котором будет комфортно и очень крупным парням. Вообще, мотоцикл получился очень удобным. Ветрозащита позволяет ездить в холод в лёгкой одежде и даже отбивает приличный процент дождевых капель. Что крайне актуально в наших широтах, здесь подогреваются не только ручки руля, но и сиденье, в том числе пассажирское. В итоге ты ездишь, как былинный персонаж, верхом на печке, согретый со всех сторон. Ранней весной, при температуре чуть выше ноля, я был вынужден достаточно долго стоять на улице, погреться было негде, и единственным спасением от холода было катание на R 1200 RT со всеми обогревами. В общем, если бы я выбирал мотоцикл для долгой езды при низкой температуре, он был бы в числе главных фаворитов.
Но комфорт – это не только когда ты мягко сидишь в тепле, но и когда не делаешь лишних движений. Именно для минимизации количества водительских операций придумали уникальный квикшифтер. Если устройство прошлых поколений позволяло переключаться без выжима сцепления только наверх, то теперь это работает в обе стороны. Эта концепция раньше встречалась в качестве дорого тюнинга на гоночных шоссейно-кольцевых мотоциклах, но там она должна была обеспечить максимально эффективную «перегазовку» на входе в поворот, а здесь – просто безопасное для механизмов КПП переключение на нижнюю передачу.
Несмотря на кажущуюся простоту задачи, автоматика пока что справляется с ней не полностью. Просто так щёлкать передачами вниз не получится. Нужно это делать, начиная с определённых оборотов, при этом сбрасывая «газ». Подробно процедура описывается в инструкции, которую обязательно надо изучить, и потом ещё как следует попрактиковаться в ловле подходящего для переключения момента. А о том, что момент ненужный, будет сигнализировать повышенное усилие на рычаге и хруст в «коробке». В общем, система получилась слегка сыровата, что неудивительно для дебюта. Но сам факт, что она увидела свет на массовом туристическом мотоцикле говорит, что в скором будущем нас, скорее всего, ждут такие квикшифтеры и на массе других мотоциклов. Тем более баварцы уже объявили о возможности установки системы Shift Assistance Pro и на некоторых других своих моделях.
Любой турист скажет, что одна из главнейших характеристик в путешествии – автономность. Даже в самом сердце Европы АЗС могут встречаться достаточно редко, так что люди умудряются «обсыхать» на немецких или польских автобанах, кроме того, частые заезды на заправку катастрофически ухудшают скорость передвижения. Для R 1200 RT эта проблема не актуальна. Во-первых, мотор пьёт бензин не слишком активно, пять-шесть литров на «сотню» – обычный результат, если ты не едешь на максимальной скорости, но и не слишком отказываешь себе в удовольствии открутить гашетку. На сколько километров хватит 25-литрового бака, читатель может прикинуть сам. Скорее всего, потребность в отдыхе возникнет раньше, чем начнёт заканчиваться бензин.
Прежний R 1200 RT был удачным мотоциклом, но своё он уже отжил. Его новая версия стала лучше по большинству параметров, прежде всего по характеристике двигателя. Теперь она укомплектована новейшими системами, в том числе уникальным квикшифтером, который обещает дать начало новому этапу гонки высоких технологий. Но даже если закрыть глаза на сложную электронику, получился хороший туристический мотоцикл, способный быстро и в комфорте перемещать хозяина на большие расстояния.
За предоставленный мотоцикл благодарим компанию BMW Motorrad Россия, www.bmw-motorrad.ru