Производство мототехники в России в определённой мере утопичное занятие. Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство квадроциклов, скутеров и мотоциклов, продающиеся у нас под видом отечественной продукции, на самом деле привозятся из Китая. Ни гордости, ни удовольствия от эксплуатации такая диспозиция не добавляет. А если честно, уже хочется получить реальные ездовые образцы с клеймом Made in Russia, о которых можно будет рассказывать с высоко поднятой головой. На этом фоне очередная поездка на завод компании «Веломоторс» в Жуковку дала понять, что бренд Stels на правильном пути.
Давайте для начала определимся с терминологией. Я, наверное, ни для кого не открою тайну, если скажу, что мотопромышленность у нас существовала только во времена СССР и функционировала она примерно по тому же принципу, за который сейчас мы гнобим китайцев. Абсолютно все базовые модели были в наглую скопированы с лучших заграничных образцов. Не сказать, что в современном государстве ситуация не благоприятствует разработкам. Рынок достаточно развит, интерес к технике всё больше растёт. Не хватает самого главного – комфортных условий. Поставить на ноги завод не так просто, а ещё нужно продукцию сертифицировать, развивать дилерскую сеть и умудряться с другими брендами конкурировать. Сильно проще прицепиться к заводику в Поднебесной и таскать оттуда машинокомплекты, а затем скручивать на месте методом отвёрточной сборки и вешать красивые шильдики.
«Веломоторс» на данный момент самый крупный производитель (в полном смысле этого слова), который максимально близко подобрался к статусу «наше русское мотоциклетное всё». И это дорогого стоит!
С 1996 г. из небольшой компании, занимающейся продажей отечественных велосипедов, выросло мощное производственно-торговое объединение с передовым оборудованием, сетью производственных цехов, собственным логистическим комплексом и отелом разработки. Все показания, чтобы в будущем перейти на полное производство. Бюджетная азиатская техника хороша своей простотой в качестве стартовой площадки, но зацикливаться не ней не стоит. Иначе получится то форменное безобразие, которое время от времени имеет место быть – китайцы в качестве тестовых образцов для заключения контракта высылают в Россию хорошо укомплектованную и качественно собранную партию машин, затем, после подписания бумаг, отправляют откровенный брак. Импортёрам в результате приходится устранять всё своими силами, теряя время, деньги и репутацию. Вывод единственно возможный – собственное производство, придирчивый контроль качества и постоянное развитие!
От теории к практике
Ежегодные поездки на завод в Жуковку (самая крупная производственно-сборочная база квадроциклов, мотоциклов и велосипедов Stels) уже становятся традицией. В прошлый раз журналистов познакомили со всеми цехами и оборудованием и поделились некоторыми планами на будущее (см. материал «В масштабе всей страны» в декабрьском «Мотоэксперте» за 2012 г.). В списке задач на текущий год прозвучал переход на производство снегоходов и выпуск собственных двигателей, были показаны ещё только запланированные к установке и настройке станки.
По результатам декабрьской встречи профильных журналистов с представителями завода рассеялись сомнения даже у прожжённых скептиков. Масштаб воплощения задуманного в жизнь по-честному восхищает. Модернизация и переоснащение идут полным ходом. Оборудование по производству своих до последнего винтика узлов и агрегатов уже вовсю трудится, не покладая роботизированных рук. Полным ходом идут закупки оснащения в новые цеха. Только в день нашего отъезда ожидалось прибытие двух высокоточных станков, каждый размером с грузовик. В полную силу начало работать собственное конструкторское и дизайнерское бюро, расположенное в одном из наиболее знаковых мест для российских мотоциклов, городе Ижевск. Учитывая тот факт, что рамы, пластик и сиденья для квадроциклов уже давно запущены в производство, наконец, подошло время к переходу на абсолютно новый уровень.
Первой осторожной пробной попыткой является квадроцикл Stels ATV 600. Пусть он как две капли воды похож на давно присутствующие на рынке Stels ATV 500 H и ATV 700H, но это уже полностью собственная разработка и сборка с применением российских, итальянских, тайваньских и японских комплектующих. При изготовлении этой модели было решено окончательно отказаться от китайских деталей (в планах завода к концу 2014 г. и вовсе уйти от сотрудничества с Китаем). Перед инженерами была поставлена задача на основе проверенного временем четырёхтактного двигателя Stels 600 CC (594 см3, 38 л. с.) создать значительно модернизированный аналог китайского квадроцикла с тем условием, чтобы между ними оказалось как можно больше взаимозаменяемых узлов (не одинаковых). После отказа от поставок из Китая ещё долгое время нужно обеспечивать запчастями тех покупателей, которые ранее приобрели уже снятую с производства модель-прообраз. Надо отметить, что в ходе проведённых ресурсных испытаний Stels ATV 600 прошёл более 8000 километров в разных климатических условиях без единой поломки.
Теперь, имея такую мощную производственную базу, грех не заняться созданием собственных моделей. По заверению генерального директора «Веломоторс» Александра Начевкина работы в данном направлении уже ведутся. В скором будущем мы с вами получим шанс увидеть и оценить ряд моделей, спроектированных и произведённых в России. В ходе импровизированного теста журналистам была предоставлена честь в первых рядах опробовать не только Stels ATV 600, но и опытный образец 800-кубового квадроцикла, который по проверенным данным оснащён двигателем полностью российского производства. О полном составе модельной линейки квадроциклов 2014 г. и о ходовых качествах её отдельных представителей мы в ближайшее время расскажем в ходе предсезонных тестов. Первая презентация новинок состоится на выставке «Мото Парк 2014».
Введённые новшества положительно отразятся на конечном потребителе. На заводе ввиду возможности вдоль и поперёк прощупать каждую стадию производства радикально изменится в лучшую сторону контроль качества и скорость принятия решений о модернизации тех или иных узлов и агрегатов. С ростом объёмов выпущенной техники и отсутствием необходимости общаться с таможней ощутимо преобразуется ценообразование, настолько, что иностранные бренды будут чувствовать себя некомфортно. Если уж совсем злорадствовать – наиболее обиженными окажутся всё те же китайцы, для которых Россия – один из основополагающих рынков (до 75 % всей реализации квадроциклов).
Заключение
Российскому производству быть! С этого самого момента у нас с вами есть реальный повод разговаривать о развитии отрасли. Мы долго этого ждали. От себя лично и от всего коллектива журнала «Мотоэксперт» хочу выразить огромную благодарность всем, кто принимал участие в этом благом начинании. Из искры разгорится пламя, из продажи велосипедов – крупный завод...