Уплотнение транспортного потока – один из вариантов решения проблем с вездесущими пробками. Авто- и мотопроизводители наперебой выпускают всё более и более миниатюрные транспортные средства. В четырёхколёсном формате разумный предел практически достигнут в лице Smart ForTwo и Toyota IQ, двухколёсные уже сами по себе миниатюрны.
Ещё лет 50 назад, в середине 60-х любители огромных «Кадиллаков» и «Мерседесов» (в России идеалы в то время были малость приземлённее) сожгли бы на костре продавца в автомагазине, если бы тот под видом удачной покупки предложил крохотную коробчонку. У скутеров и мотоциклов всё чуть проще, их геометрические пределы давно исследованы и понятны. Но всё это уже не то, автомобили не очень проворные, на скутерах и мотоциклах нельзя ездить круглый год и сохранность с чистотой никто не гарантирует. Современные люди ищут современные идеи.
Итальянский дизайнер Simone Madella совместно с концерном Piaggio Group разработал весьма любопытный способ не опоздать с утра пораньше в понедельник на работу. Концепт носит название Piaggio PAM (Personal Advanced Mobility ) – это новое прочтение трёхколёсной схемы применительно к скутеру. Только в отличие от во всех смыслах успешной модели MP3, разошедшейся рекордным тиражом, у PAM сдвоенные колёса находятся сзади, как у классического трайка. Такая конструкция призвана обеспечить хорошую устойчивость и управляемость. Целевая аудитория определена производителем как люди 20–40 лет. Судя по немногочисленным рисункам и 3 D -рендерингу, переднее колесо будет работать в паре с массивным «перевёртышем», двумя тормозными дисками явно спортбайковской размерности и четырёхпоршневыми радиальными суппортами. Задняя подвеска, как и следовало ожидать, с изменяемой в зависимости от наклона геометрией (принцип, аналогичный передней подвеске Piaggio MP3).
Эргономика более всего напоминает именно скутерную. Клипоны руля и нижняя часть сиденья имеют возможности по регулировке, но некоторое пороговое значение роста, после превышения которого водитель уже перестанет помещаться в заданном объёме, всё же имеется. Предусматривается и возможность перевозки багажа – крупногабаритные предметы закрепляются на рейлинги в крыше, а небольшие помещаются в карман на тыльной стороне сиденья.
Идеологически новинку можно назвать мотоциклетной реинкарнацией всё того же Smart, однако итальянская разработка обещает быть гораздо более технологичной. Основа конструкции – не замкнутая скорлупа, формирующая для водителя (пассажир не предусмотрен) одновременно лобовое стекло, сиденье и крышу. Местами схожее решение можно пронаблюдать на примере скутера BMW C 1, который в своё время пытался завладеть благосклонностью мотолюбителей, но так и остался непонятым.
Естественно, в качестве основной движущей силы у Piaggio PAM электромотор. Планируемая мощность и прочие параметры пока не объявлены. Электросистемы скутера будут получать энергию от высокотехнологичной мобильной аккумуляторной батарей, которая в свою очередь может заряжаться сразу тремя способами: в ясный день – от солнечных батарей на крыше скутера (крыша выполнена на основе материала Sun Glass ), в движении – от специального устройства за передним колесом, которое вырабатывает ток при помощи энергии ветра, или стандартным способом – от розетки. Батарея сделана съёмной, чтобы обеспечить дополнительное удобство при её обслуживании и пополнении запасов электричества.
Для предоставления водителю высокого уровня безопасности планируется установить в PAM аж шесть подушек безопасности, по три с каждого борта. Во время падения водитель вряд ли успеет «покинуть корабль», поэтому важно укрыть его от возможной опасности внутри транспортного средства.
По части оснащённости всяческими гаджетами и примочками бешеная трёхколёсная электротабуретка даст прикурить кому угодно. Разработчики предполагают использовать массивное ветровое стекло с системой HUD (3D-проекция приборной панели) для навигации и общения скутера с экипажем. Необходимые данные будут проецироваться прямо в движении, в статике даже можно будет посмотреть фотографии и видео. Само собой, вся возможная светотехника будет выполнена по технологиям максимального энергосбережения. Помимо собственных систем скутера источником мультимедийных функций может являться мобильный телефон его гипотетического владельца.
В климатически благоприятных уголках Европы сочетание трёхколёсной схемы, крыши, электродвигателя и мультимедийной системы с навигацией может оказаться как нельзя кстати. Напомню, Piaggio PAM пока ещё только концепт, не имеющий реального воплощения. Тем не менее, кто знает, возможно, сегодняшняя идея завтра получит реальное воплощение, с которого две (а может, и три) умопомрачительные красотки стянут накидку уже на следующем крупном мотосалоне.