Речь пойдёт не о Honda X4, и даже не о великолепном CBX1000 с шестицилиндровым мотором необыкновенной ширины. Речь пойдёт о построении компанией Honda кроссоверов из нейкедов и спорттуристов.
Если взять пятидверный хэтчбэк, немного увеличить размеры колёсных арок, чтобы туда вошли покрышки большего диаметра, немного удлинить ходы подвесок, добавить опциональный полный привод и немного шершавого пластика на бамперах и в нижнем обвесе кузова, то получится автомобиль-кроссовер, который на российском рынке будут продаваться лучше, чем хэтчбэк-донор. Увеличенный дорожный просвет убережёт днище при езде по неровностям и упростит зимнюю эксплуатацию, увеличенный внешний диаметр колеса сделает более плавной езду по асфальту среднего и плохого качества, а совокупность этих факторов позволит легко запарковаться в тесноте двора многоэтажки двумя колёсами на 20-сантиметровом бордюре. Одни плюсы.
Из минусов можно отметить небольшое снижение управляемости, которое в гражданских режимах эксплуатации вы не заметите, а на Нордшляйфе на своей машине не каждый готов выехать. Именно эти факторы обеспечили таким автомобилям как Qashqai , Juke , Calibre , Duster , Kuga , Ecosport , iX -35, CX -5, X -1 и Х-3, Koleos, Yeti, New Actyon , XV , CX 4, Tiguan и ещё на два абзаца текста популярность в странах, где реальное качество асфальта отличается от идеального.
Производители мотоциклов уловили эту тенденцию, но ответили не так массово. Дальше всех продвинулась в деле построения кроссоверов из дорожных мотоциклов японская компания Honda. Исторический экскурс мы начнём с 2011 года, когда на базе среднекубатурного спорттуриста VFR 800 F сделали VFR 800 X ( Honda Crossrunner ).
На раму «Выфера» навесили совершенно новые панели обтекателя, не смыкающиеся под двигателем для увеличения дорожного просвета, изменили форму заднего подрамника, форму сиденья, поставили более высокий руль, увеличили высоту лобового стекла и добавили «клювик» переднего обтекателя, свидетельствующий о внедорожных способностях мотоцикла. Но главное, что хотелось бы отметить – это увеличившиеся ходы подвесок. Вместо чисто дорожных 108 и 120 мм хода спереди и сзади на версии “ F ”, на “ R ” они увеличились до 145 и 148 мм соответственно, а дорожный просвет вырос на 4 см – со 126 до 165 мм.
При этом мотоцикл не утерял мощности мотора прародителя, а по части дальнобойности даже выиграл за счёт более комфортных подвесок, лучшей ветрозащиты и более удобной вертикальной позы водителя за рулём.
Годом позже похожую трансформацию проделали с большекубатурным спорттуристом VFR 1200 F , из которого получился VFR1200X ( Crosstourer ). Там «рецепт приготовления» был схожий, но просто удлинением подвесок решили не ограничиваться, список изменений дополнили спицованными колёсами с размерами как у главного соперника – BMW R 1200 GS , на тот момент ещё 110-сильного «воздушного», что позволило увеличить дорожный просвет на 5,5 см – до 180 мм. Получился крупный, мощный и тяжёлый мотоцикл, прекрасно себя чувствующий на асфальте, но также способный съехать с него на грунт. Главными козырями в борьбе за умы и кошельки покупателей были 139-сильный двигатель и роботизированная коробка DCT , которая переключала передачи в автоматическом режиме.
Закрыв кроссоверами два сектора рынка, Honda не остановилась на достигнутом, и в том же 2012 году нейкед NC 700 S и кроссовер NC 700 X были показаны одновременно. На NC 700 X поставили лобовое стекло с «клюватым» обтекателем в стиле старших «кроссов» 800 и 1200 и тоже немного увеличили ход подвески (на 30 мм) и дорожный просвет (на 25 мм) в сравнении с версией “ S ”. Получившийся в результате недорогой и спокойный кроссовер очень полюбился новичкам, курьерам и тем, кому важнее безопасно добраться до пункта назначения, а не оказаться там первым. О внедорожных качествах нельзя рассуждать всерьёз при дорожном просвете 165 мм и обоих 17” колёсах, но при установке зубастой резины, а её в размерах 120/70–17 + 160/60–17 найти несложно, по гравийкам и укатанным просёлкам ехать можно уверенно.
Последним представленным миру членом семейства «кроссоверов» Honda на данный момент является CB500X, серийно выпускающийся с 2013 года. Внешне он похож на остальных членов семейства, но у него самый слабый мотор, с которым он в Европе попадает в «упрощённую» категорию прав «А2». Дорожный просвет отличается от асфальтовой версии CB 500 F всего на 1 см (160 против 150 мм), так что тут разница с базовой моделью больше стилистическая, чем техническая. Кроссоверы стали модными и хорошо продаются.
Так всего за три года (с 2011 по 2013 гг.) «Хонда» вывела на рынок четыре кроссовера и закрыла практически все классы от 500 до 1200 см3. Что дальше? Дальше вниз. Есть, к примеру, CBR 300 RA , из которого можно сделать прекрасный CB 300 X , и появление мотоциклов типа BMW G 310 GS , Suzuki V-Strom 250, Kawasaki Versys-X 300 и KTM 390 Adventure этот процесс могут подстегнуть.
На данный момент Crossrunner производится уже в рестайлинговом виде, у него вертикальная фара поменялась в 2015 году на горизонтальную с линейками ДХО, у NC 700 X рабочий объём двигателя подрос с 670 до 745 см3, и мотоцикл был переименован в NC 750 X , Crosstourer 1200 в 2016 году подогнали под нормы выхлопа Евро-4 и установили регулировку высоты лобового стекла. То есть все эти модели развиваются, становятся лучше, эволюционируют.
В 2017 году официально в Россию поставляются NC750X 2017 и VFR1200X Crosstourer 2017. Оба мотоцикла доступны как с обычной секвентальной «ручной» коробкой передач, так и с автоматической DCT . Поставки VFR 800 X Crossrunner и CB 500 X пока не производятся, но надежды на выход из кризиса и долгожданный рост рынка продаж новых мотоциклов есть. Подождём.