Иногда у журналистов случаются жестокие разочарования. Ты много лет несёшь мотокультуру в массы, в частности, постоянно рассказываешь, как нужно правильно одеваться, чтобы можно было ездить долго и счастливо. В какой-то момент выдвигаешься перед праздниками в направлении и вдруг замечаешь, что подавляющее большинство мотоциклистов одето, как немцы в сталинградском котле. Кроссовки, треники, заправленные в носки, перфорированная «кожа» под дождём и целлофан в жару. Что самое удивительное, весь этот табор едет не на китайских мопедах в соседнюю деревню, а на приличных мотоциклах в Европу. И много дней будет мокнуть, мёрзнуть и терпеть всяческие неудобства из-за неправильной экипировки.
Ещё неприятнее, если не умеет одеваться твой попутчик. При первых каплях дождя он будет останавливаться, чтобы надеть дождевик, через десять километров, когда туча уйдёт – чтобы снять, потому что душно. Он будет часами сушить в заправочном туалете перчатки и отогреваться в каждом кафе. В итоге вместо запланированной тысячи за световой день вы проедете 500 километров, громко ругаясь в стекло шлема.
В общем, несмотря на усилия, с которыми «Мотоэксперт» пытается научить мотообщественность правильно одеваться, общественность эта упорно поступает по-своему. Мы решили попробовать объяснить другими словами: каждый сотрудник журнала расскажет о своей любимой экипировке для путешествий, отобранной за долгие годы и десятки тысяч километров из множества тестовых или самостоятельно приобретённых предметов. А заодно попытается объяснить, как и почему он пользуется именно этими предметами.

тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 185 см, водительский стаж – 13 лет, ездит на Yamaha YZ450F
Спорт и дальнобой – два вида мотоактивности, в которых экипировка играет крайне важную роль. И если с мотогонками всё более-менее понятно, то путешественники извращаются, кто во что горазд. Одни ездят в обычной городской экипировке, другие используют гражданскую одежду, третьи собирают невероятный букет из самых разных предметов туалета. Что неудивительно. Во-первых, выезжать в мотопробеги большинству мотоциклистов случается нечасто, так что тратиться на чисто туристический комплект не все считают нужным. Во-вторых, даже потратившись, есть шанс купить барахло, ездить в котором невозможно. Например, много, если не сказать большинство, текстильных костюмов с мембранной подкладкой имеет большие проблемы с потоотводом, и чувствуешь ты себя в нём, как помидор в теплице, такой же горячий, мокрый и красный.
Я не припомню ни одной поездки продолжительностью более двух суток, чтобы по дороге не шёл дождь. Сырости часто сопутствует холод, и эти два явления способны не просто испортить поездку, но и прервать её по причине простудного заболевания. Поэтому главное требование к туристической экипировке – водозащищённость и теплоизоляция. На самом деле чудес на свете не бывает, любая дышащая одежда рано или поздно начинает пропускать влагу, так что её основная задача – продержаться несколько минут, пока не будет найдено место для надевания дождевика. Или час-другой, если ехать до конца дневного маршрута осталось недолго, и надевать дождевик лень. При этом крайне желательно иметь возможность трансформации, чтобы можно было на майские праздники проехать российские дожди, пронизывающий холодный ветер немецких автобанов, заснеженные Альпы и жаркую Италию.
Почему-то лучше всего с перечисленными задачами справляется экип, сшитый на заказ для производителей мототехники. Несколько лет я проездил в куртке Can-Am Spyder, которая отталкивала воду мембранной тканью, грела синтепоновой подкладкой и со всех сторон расстёгивалась в случае жары. Потом обзавёлся легендарным комплектом BMW Rally III и сразу понял, за что его так ценят дальнобойщики всех стран. Он работает при температурах от лёгкого минуса до серьёзного плюса, выдерживает дождь, снег и пустынное солнце. Я практически безвылазно жил в нём во время многодневных автономных эндуро-путешествий между горами и пустынями и катался по асфальту из одного климатического пояса в другой. Единственная проблема – в лейблах. Например, многим владельцам мотоциклов КТМ ездить в продукции конкурирующей фирмы не слишком приятно.
Обувь тоже лучше иметь с мембраной, отлично себя зарекомендовала Gore-Tex. Много лет я проездил в Daytona Evo Sports GTX, сочетающих непромокаемость с великолепной защитой, но они совсем износились. Теперь решил попробовать Puma Desmo V2 GTX и тоже остался доволен. Если на мотоцикле нет обогрева руля, нужно крайне внимательно подойти к выбору перчаток. Обычно я вожу с собой три пары. Обычные лёгкие надеваю в хорошую погоду. Для прохладной погоды с лёгким дождем – зимние неопреновые велоперчатки из «Декатлона». Стоят недорого, мокнут плохо, сохнут хорошо. На случай серьёзных природных катаклизмов с собой беру толстые снегоходные перчатки. Хотя на высокой скорости при температуре около ноля в них тоже не слишком комфортно.
В самом доступном багажном месте едет дождевик. Я предпочитаю костюмы из двух частей, отдельно – верх, отдельно – низ. Во-первых, его проще и быстрее надевать и снимать, чем цельный комбинезон. Во-вторых, можно в лёгкий дождик накинуть только куртку, чтобы не возиться с нижней половиной. Поверх перчаток – непромокаемые варежки, на обувь – бахилы. Предпочтительнее полностью закрытые модели с цельной подошвой, половинные защищают от брызг сверху, но, если наступить на парковке в лужу или поднять волну, есть шанс промочить ноги. К тому же они рвутся по шву.
Шлемов я перепробовал множество. Очень удобны модуляры: ты можешь заправляться и перекусывать прямо в них. Но они достаточно много весят, и, когда единственный флип-ап развалился от старости, стал пользоваться интегралами. При выборе есть несколько принципиальных моментов. Во-первых, он не должен давить на голову. Даже лёгкий дискомфорт при примерке оборачивается во время 15-часового перегона жестокими болями. Кстати, это касается и обуви. Во-вторых, крайне желательна хорошая звукоизоляция, тогда можно будет спокойно слушать, например, аудиокниги. В-третьих, от запотевания крайне актуальна система пин-лок. Это в городе можно приоткрыть визор, а езда со щелью под дождём за тысячу километров чревата гайморитом, бронхитом, флюсом и массой других неприятностей.
Как ни странно, дорогие «интегралы» часто оказываются для путешествий совершенно неприспособлены. Например, у Arai RX7 GP через 300 километров от дома отвалилась заглушка системы вентиляции, и я неделю с утра до ночи слушал её мерзкое дребезжание. Сняв визор для мытья на заправке, потом пришлось его два часа ставить на место. Неплох оказался X-Lite, но через некоторое время под крышку воздуховода набились мёртвые насекомые, она перестала закрываться, и на голову стал капать дождь и дуть холодный воздух. Из десятков шлемов, побывавших на моей голове, самым удобным оказался Shoei XR1000, купленный десять лет назад. У него есть всё, что надо, разве что от времени утрамбовался пенопласт, и он начал болтаться на голове. Так что приходится надевать подшлемник.
Нижний уровень – термобельё. Верхняя часть – с высоким горлом и антибактериальной пропиткой, нейтрализующей запах пота: стираться в дороге обычно некогда, и свежую футболку на каждый день тоже с собой не увезёшь. Ниже пояса – велосипедные рейтузы. Они не намокают, плотно облегают, а самые чувствительные места защищает мягкая накладка, впитывающая пот, защищающая от потёртостей и даже немного амортизирующая.
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 190 см, водительский стаж – 12 лет, ездит на Suzuki GSX1300R Hayabusa
Мототуризмом я увлёкся давно и фанатею по сей день. В дальних поездках выбор экипировки играет чуть ли не решающую роль. Те вещи, в которые одеты водитель и пассажир, просто обязаны помимо защитных функций нести максимум комфорта. Одна из задач дальнобоя в том, чтобы обеспечить себе сочетанием «мотоцикл/экипировка» минимальный расход сил и энергии, который позволит проехать необходимый километраж и не отбросить коньки.
То, в чём я отправлялся в свои первые поездки, сейчас вспоминается как страшный сон. Скажу больше, крутыми нанотехнологичными вещами я так и не обзавёлся. Поэтому не благодаря, а вопреки в совершенстве освоил езду в том, что есть, компонуя много разных сочетаний из минимума элементов.
В мотоциклетных штанах и куртках за редким исключением жарко летом, холодно осенью и мокро в дождь. Базовый комплект в поездку я обычно собираю вокруг лёгкой текстильной куртки Macna Tank (или Suomi Moltrasio Mix) на тёплую погоду или вокруг прекрасной непродуваемой и непромокаемой кожаной куртки Belstaff Stirling Blouson на холодную погоду. Для модернизации комплекта в походных условиях я всегда использую три вещи – это дождевик, термобельё и защита спины. Мототурист без дождевика не может считаться таковым! Этот важнейший элемент поможет бороться не только с дождём, но и с холодом. Так, например, можно вполне уехать за тридевять земель, будучи одетым легко с расчётом на высокую дневную температуру и к вечеру, когда чуть похолодает, облачиться в дождевик и, как ни в чём не бывало, ехать дальше, чувствуя себя в высшей степени уютно. Термобельё – это скорее осенняя фишка. Можно не таскать с собой десять свитеров, а просто достать из кофра «термик», надеть его и радоваться комфорту. Защита спины так же незаменимая вещь в путешествии. Помимо спасения костей при краш-тесте она превосходно защищает спину от ветра. Отсутствие радикулита и остеохондроза дорогого стоит, особенно в почтенном возрасте!
С обувью вопрос решён достаточно кардинально. В любые длинные приключения, связанные с выездом за пределы Москвы, еду обычно в кондовых непромокаемых ботах TCX Infinity Gore-Tex вне зависимости от класса мотоцикла. В высоких сапогах во время езды ноги особенно не устают. В качестве второй скрипки всегда с собой беру городские кеды Forma Rookie. Их можно надеть, если уж совсем невмоготу или если надо налегке прохватить по городу в место назначения. Опять-таки, в них можно просто ходить пешком и не брать в поездку другую обувь.
На руки обычно надеваю любые короткие мотоперчатки. В большинстве случаев хватает с запасом. Если уж становится совсем холодно, могу поддеть внутрь специальные термовставки (купил в «Декатлоне») или на уж совсем крайний случай достаю из загашника непромокаемые и жутко тёплые перчи Macna Discovery.
Основываясь на личном опыте, крайне рекомендую брать с собой сменный тонированный визор или солнцезащитные очки с тонкими дужками (иначе под шлем не влезут). Постоянная борьба зрения с ярким солнцем отнимает много сил и уменьшает удовольствие от путешествия.
Примерно год назад я наконец расстался с закоренелой привычкой везде и всегда ездить в подшлемнике. Знаете, получил много новых ощущений. В дальней поездке, когда солнце жарит так, что становится дурно, имеет смысл снять к чертям подшлемник. Дышать станет легче, и голова будет лучше проветриваться. Ровно по тому же принципу на холод стоит припасти тёплый подшлемник с виндстопперной вставкой в области шеи.
Пользуясь подобными нехитрыми манипуляциями, я абсолютно не комплексую, когда еду суточный километраж вплоть до 1600–2000 км. Более того, пассажирка, которая с завидным постоянством путешествует со мной вторым номером, будучи одетой даже чуть полегче, вполне высиживает трёхзначные цифры пробега и умудряется себя при этом чувствовать превосходно.
Замечания о том, что в путешествия я отправляюсь излишне легко одетым, могу парировать. Дальняя дорога для меня крайне ответственная затея. Отправляясь в пробег от 300 км и больше, я оставляю все амбиции дома и в пути веду себя в крайней степени сдержанно, подгоняя стиль вождения под возможности экипировки.

Туризм туризму рознь. Очень сложно подобрать универсальный комплект экипировки, одинаково пригодный для поездок на майские праздники в Европу и в июле в Крым. Но так как этот номер журнала выходит в июле, ограничимся вторым вариантом.
Давайте будем оперировать погодными условиями, при которых температура не опускается ниже +10 °С даже ночью, но запросто может подняться выше +35 °С днём, а из осадков наиболее вероятны тропические ливни.
Пойдём снизу вверх. Я уже который год не могу сносить трековые перфорированные боты Forma, которые, обладая позорным внешним видом, всё ещё хранят «форму» и целостность. Они хорошо продуваются, в них не преют ноги, а после дождя они в дороге полностью высыхают за полчаса.
Со штанами ситуация похожая – я не боюсь промокнуть насквозь, важнее, насколько комфортно в них жару, поэтому мотоциклетным штанам с гортексом предпочту обычные джинсы с поддетыми под них наколенниками, или мотоджинсы со встроенной защитой. При попадании в дождь промокаем насквозь, а после его окончания быстро высыхаем.
В джинсах и короткой куртке сложно разместить телефон, полный набор документов и ключи от дома, поэтому сумка на бедро, вмещающая всё это богатство – вещь просто необходимая. Запаситесь «пакетами для завтрака» и заворачивайте всё гидрофобное в них. Желательно класть телефон, документы и деньги в разные пакеты.
Раньше я ездил в черепахе и хоккейной майке поверх, но это не очень удобно – сложно раздеваться. Майку приходится снимать через голову, а черепаха сильно липнет к телу и оставляет чешуйчатый узор, похожий на змеиную кожу. Текстильная куртка, сделанная целиком из сетки, или с большими сетчатыми панелями на боках и рукавах для жизни гораздо практичнее. На улице лето – используйте летнюю экипировку!
Перчатки короткие преимущественно текстильные, чтобы было проще сушить, и обязательно с жёсткой защитой костяшек. Перчаток я всегда беру две пары, чтобы после окончания дождя можно было надеть сухие, а мокрые притянуть сеткой к сумке на пассажирском сиденье или на центральном кофре – там они быстро высохнут. Непромокаемые перчатки для лета не нужны – лучше установить подогреваемые рукоятки руля.
На шею нужна труба (Buff есть во всех магазинах «Экспедиция») – этот универсальный предмет гардероба абсолютно незаменим и спасает не только от пыли и холода, но и от перегрева. Намочите её водой, наденьте на шею и на 50–100 километров вы напрочь забудете о жаре. Если солнце жарит, то можно намочить ещё майку и подкладку шлема, только не переусердствуйте – есть шанс переохладиться и простыть.
Шлем только закрытый, и дело не в безопасности, а в акустическом комфорте, аэродинамике и равномерности загара кожи лица. Чопперисты с до мяса обгоревшими на солнце носами – страшное зрелище. Стёкол нужно два – тёмное для езды днём и прозрачное с антифогом для езды ночью и в дождь.
Последняя деталь костюма – дождевик. Я не люблю целиковые модели, использую только куртку. Надевать её надо не только при первых признаках дождя, но и как почувствуете, что холодает. Обычно я притягиваю дождевик сеткой поверх сумки на сиденье пассажира, чтобы не лезть за ней глубоко в багаж. Куртка яркого цвета с большими светоотражающими элементами сделает вас виднее на дороге и ночью, и во время непогоды, что может сохранить вам жизнь.
главный редактор «Мотоэксперт», рост – 188 см, водительский стаж – 23 года, ездит на Yamaha XV950
Когда мы с друзьями поехали в свой первый мотопоход в 1992 году в Саратов на день космонавтики, c мотоэкипировкой было плохо. Из специализированной на мне был рижский шлем-интеграл без стекла да краги из различных сортов кожи на правой и левой руке, пошитые зеками одного из сибирских спецпредприятий. Снегом в апреле нас не удивишь, вот только остальной экип в виде кирзачей, болоньевых курток-алясок и спортивных штанов Adidas в несколько слоёв категорически не подходил для езды в такую погоду при околонулевых температурах. Спасибо другу Роме Лапшенкову, который-таки вытащил нас из объятий зелёного змия в городке Кораблино Рязанской губернии, а точнее из гостиницы, расположенной там же. Запланировав пройти за первый день 500 км, мы прошли только 320...
Следующий судьбоносный экипировочный казус случился в этой же замечательной поездке, но уже в Саратове. Ехали мы ни много ни мало на первый слёт читателей журнала «Мото», прибыв из собственно читателей туда в единственном числе. Спасибо создателю и тогдашнему главреду журнала Борису Фёдоровичу Демченко – посмотрев на замёрзших и мокрых мотоциклистов, он разместил нас в местном «интуристе». Отогревшись в уютном номере и приготовив на балконе с помощью примуса макароны с тушёнкой, мы поняли, что к столу явно чего-то не хватает. Что-то продавалось в вестибюле гостиницы самыми разными объёмами – от «чекушки» до литра. Но кто же из туристов решится выйти в кирзачах и «адидасе» в царство стекла и бетона? Ответ нашёлся на дне моего рюкзака в виде джинсов-клёш, выменянных на пару кроссовок у хипана Френка ещё на первом курсе института. Классический клёш (настоящий, раза в два шире, чем сегодняшний boot cut) смотрелся с кирзачами просто изумительно. Так что даже когда лифт по дороге вниз остановился на промежуточном этаже, вознамерившаяся было в него зайти валютная проститутка скривила такой фейс, что я его помню до сих пор. А такая же шмара, торгующая с лотка в вестибюле на мой короткий запрос «мне 0,7, одну» издевательски предложила ещё и конфет для девушки...
К чему вся эта длинная история, кроме того, чтобы показать, какой автор крутой турист и как давно ездит в мотопоходы? Да к тому, что у походной экипировки есть две главные функции: быть комфортной и даже после целого дня под проливным дождём сохранять приличный вид своего владельца. И если о первом думают все, то второй аспект часто игнорируется, а зря. Что хорошего в XXI веке выглядеть как мототуристы из начала 90-х? Нас можно простить, тогда не было не только моторынка, но и мототоваров. Совсем не было... Зато сегодня... Советы, как правило – дело пустое. Настоящий байкер доверяет только своему опыту, если уж наступать на грабли, то исключительно со снятым шлемом. А я расскажу про свой, тем более, что про грабли вы дочитали, если дошли до этих строк.
Первый, самый важный и максимально дешёвый элемент туристического экипа – дождевик. Это то, что покупает себе каждый мотоциклист после первого дождя. И обычно это комбинезон. Дёшево и сердито. И между курткой и штанами не протечёт. Размер при этом лучше взять побольше, чтобы налезло. Причём обычно то, что налезло на примерке, не берётся. В результате, когда моя подруга в 1997 году щеголяла по городу Торжку в морковном дождевике, купленном в салоне Larins trading на вырост, маленький мальчик, проходящий мимо, заметил маме: «Дядя оранжевый обкакался». Конечно, лучше быть сухим и тёплым, чем стильным и мокрым, но... отсюда вывод – выбирайте дождевик по размеру. Я же после вороха комбинезонных дождевиков, которые обычно быстро рвались, купил дождевые штаны и куртку без центральной молнии и пользуюсь ими больше 10 лет. Для справки: штаны Alpinestars, куртка – UFO. В чём же секрет их долголетия? Конечно, не в том, что в походы в последние годы удаётся ездить не часто. Просто дождевую экипировку в дождь я практически не использую, не нужна она в дождь. Ну, разве только в околонулевую погоду. Заметьте, защита в холодную погоду и есть главная задача дождевика. Поэтому, путешествуя группой, всегда настаиваю на правиле: если в начавшийся дождь лидер группы продолжает движение, значит это не дождь, и дождевики мы не останавливаемся надевать. А лидеры группы обычно и сами это знают. Другое правило дождевика – он должен помещаться в карманах куртки. А комбинезон вряд ли в какой карман влезет.
Готовясь к двухнедельному походу в Норвегию в июле 2008 года, я решил купить себе новый шлем. Отдавая предпочтение продукции Arai (по форме нравятся и на голове хорошо сидят), купил открытый SZ-ram, не в последнюю очередь за его прекрасную вентиляцию. И что вы думаете? Чтобы не замёрзнуть в этой дождливой северной стране, пришлось напяливать подшлемник, чтобы голова не мёрзла. Да ещё и сушить его вечерами в гостинице феном. После этого в прохладную погоду я предпочитаю аналогичный Shoei, он просто теплее.
С холодными руками далеко не уедешь, поэтому перчатки надо выбирать самые тёплые и обязательно с работающей мембраной, чтобы руки были сухими в дождь. И ещё одни – любые лёгкие кроссовые – для жаркой погоды. Первые у меня уже много лет Sinisalo Snowmobile либо BMW Atlantis. Кроссовые – самые разные, я в них разницы не вижу (в походе, по крайней мере).
И если с перчатками я попал в точку практически сразу, то к идеальным туристическим ботам путь был долог и тернист. Вначале самым практичным выбором мне казались болотные сапоги (для горных мотопоходов они и сегодня вне конкуренции). Но однажды, во время ралли на «Алтайской кругосветке – 95» мне не повезло, и, отвлёкшись от дороги на скорости 80 км/ч, я сбил бабушку, мирно ехавшую по обочине на велосипеде. Бабушка отделалась лёгким испугом, парой разбитых термосов и проигранным иском в суде, я же крепко отбил ноги. После этого случая я надолго перешёл на кроссовые мотоботы. Да, тяжело, неудобно, в дождь промокают, а в холод мёрзнут, зато ноги целые... С ростом мастерства и снижением аварийности кроссовые мотоботы заменили боты спортбайковские, но тоже основательные. Пока в одном из походов с эндуро-клубом BMW я не увидел боты BMW Santiago... Сделанные из кожи, с мембраной Gore-Tex, они не только были удобными, защищали ногу, они не мокли в дождь и, фантастика, не требовали полиэтиленовых пакетов поверх носков... Узнав у сведущих людей, что «бээмвешные» боты на тот момент делала фирма Oxtar, я срочно купил эти боты... И на три очень активных сезона забыл вообще о проблеме мокрых и холодных ног в походе. Oxtar тем временем переименовался в TCX, но модель эта, называющаяся Infinity, по-прежнему есть в гамме. Воды с тех пор утекло немало, кто сейчас делает боты Santiago для BMW, я не знаю, но они по-прежнему не текут. И ещё знаю, что если на ботах не написано Gore-Tex, и они заявлены как водонепроницаемые, то, скорее всего, это неправда.
Костюм куртка-штаны – самый инвестиционно непривлекательный элемент туристического экипа. Потому как дешевле «штуки баксов» за эту пару отделаться не получится. Предвижу возражения, что можно. Что за эти деньги можно купить целых два костюма, один «в сеточку», другой утеплённый, что два лучше, чем один и так далее. Вот тут не спешите. Во-первых, чем это два лучше, чем один? Может быть, места в багаже меньше занимает? Или время на переодевание и упаковку вещей экономит?
И снова немного отвлекусь. Когда-то мототуризм отсутствовал как класс (в Москве, по крайней мере), мы любили собраться в поход основательно. Взять с собой полный набор инструмента, паяльник и маленькую дрель. Ну, и запчасти кое-какие. А однажды, чтобы круто изменить передаточное отношение своего «Днепра» на бездорожье, я взял с собой... Запасной колёсный редуктор! 12 кг, между прочим. И мне совершенно искренне казалось, что чем больше барахла на мотоцикл навьючено, тем лучше. Сейчас я придерживаюсь противоположной точки зрения и считаю, что тащить с собой два костюма – глупость. Хотя, глядя на иностранных туристов на GS с огромными и тяжеленными металлическими кофровыми системами, временами думаю, может, ошибаюсь...
Итак, необходим один-единственный костюм, в принципе, он подходит на все случаи жизни и температуру от –5 до +40 °С. Всегда предпочту одноцветный пёстрому, чтобы куртка была достаточно прилична для использования в повседневной жизни, вдруг, приехав вечером в незнакомый город, захочется погулять по улицам. Обязательно с мембраной Gore Tex, все другие будут хуже (новую от BMW, признаюсь, не пробовал). Желательно, чтобы эта мембрана отстёгивалась, это поможет в жаркую погоду. Кроме того, она часто бывает оформлена в виде лёгкой куртки, вот вам и ещё одна деталь гардероба. Обязательно большое количество карманов, чтобы убрать туда дождевик и подстёжку от куртки. Всем означенным требованиям отвечает костюм Rally от BMW, похожие делают Stadler и Touratech.
Но абсолютным чемпионом функциональности остаётся не имеющий аналогов костюм Atlantis от той же баварской компании. Изготовленный из специально обработанного нубука, он поистине чудодейственный. Греет в холодную погоду, не мокнет в дождь, не особенно жаркий и без мембраны! Секрет в технологии обработки кожи, который хранится изготовителем в тайне. Этот костюм у меня два года, езжу в нём почти каждый день и во все походы, а он всё как новый, и грязь с него сама отваливается.
Что остаётся в довершение? Джинсы, кеды, термобельё и несколько футболок: всё уместится в единственной сумке. И не надо тратиться на килограммы нержавейки и цветного металла кофровой системы. Или вы по-прежнему считаете, что универсальный костюм дорого?
< Верхом на ядреНовые стандарты >