«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» – писал поэт Пушкин, когда мотоциклов ещё не было даже в сказках. Тем не менее, цитата как нельзя лучше подходит под наше сравнение. Два дорогих европейских двухцилиндровых нейкеда, BMW F 800 R и Ducati Monster 821, вроде бы очень похожи идеологически, но на практике получаются как конь и лань, резкий и быстрый против надёжного и универсального.
Ducati Monster 821

В поисках идеального «монстра» итальянцы перепробовали множество форматов и кубатур. Воздушные и жидкостные, с сухим и мокрым сцеплением, малокубатурные и крупнокалиберные, сколько за 20 лет появилось разновидностей, даже сами итальянцы с трудом подсчитают. Monster 821 – один из свежих плодов этих исканий. Его сделали золотой серединой, не очень большим, не очень маленьким, средней кубатуры, зато с водяным охлаждением, с большинством характерных для Ducati фишечек, но без сомнительного с точки зрения ресурса сухого сцепления. А ещё это самый недорогой из нынешних «монстров», причём вменяемый ценник сочетается с приличными характеристиками. В общем, в теории – одни плюсы.
Конечно, на практике такое бывает очень редко, особенно с бюджетными моделями, где следы экономии начинают всплывать уже при осмотре. Но это история не про Monster. Он выглядит настоящим Ducati, чуть попроще топовых моделей, но и дизайн, и проработка деталей на уровне. Ощущения от посадки тоже характерные для марки. Из-за расположения цилиндров между бёдрами узко, почти как на скутере. Коленки удобно ложатся в бак, упираясь в нужные места. Очень тонкие ручки руля, даже тем, кому не повезло с длиной пальцев, можно держаться плотно и надёжно. Ход «газа» очень короткий, как на гоночной технике, так что на разгоне не нужно выворачивать кисть.
Обычно такие ручки ставят на маломощных мотоциклах, где для энергичной езды приходится всю дорогу прижимать их к упору. Но это история не про Monster 821. С разгоном у него всё в порядке. Даже в туристическом режиме «Монстр» стартует очень резко. А если поиграть с настройками электроники, можно добиться от него практически спортивных скоростей. Мотор начинает тянуть с самых низов, но к верхней части рабочего диапазона успокаивается. К сожалению, потому что спортивный характер провоцирует на выжимание всех соков. Вроде, только начал разгоняться, а тут на спидометре цифра «210», и на этом всё.
На рынке множество мотоциклов с живыми моторами и шасси, которое убивает желание пользоваться их преимуществами. Ходовая Monster 821 не просто не ограничивает потенциал двигателя. Временами кажется, что она бы прекрасно справилась ещё с несколькими десятками лошадиных сил. В первую очередь она заточена под быструю городскую езду, намного более быструю, чем позволяют самые гуманные правила дорожного движения. Быстрые старты со светофора, резкие перестроения, жёсткие торможения – это то, что ему надо в первую очередь. Любит «Монстр» и повороты. За рулём начинаешь жалеть, что живёшь в Москве, а не в окрестностях Севильи, где можно часами пилить подножки на серпантинах. А так приходится довольствоваться развязками крупных магистралей и городскими поворотами с вероятностью наехать на битумное пятно или водопроводный люк.
Впрочем, на такие случаи итальянцы предусмотрели восьмиступенчатый трекшн-контроль. Причём он даёт о себе знать не только характерными ощущениями, но и здоровенной красной лампочкой на самом видном месте приборной панели. Это может оказаться полезно, когда проскальзывание ещё лёгкое и не особо чувствуется, но индикатор предупреждает, что лучше быть поаккуратнее. Вообще, электроники на Monster 821 по меркам его ценовой категории непривычно много. С меню непросто разобраться, но если всё-таки понял его устройство, можешь активировать много всего полезного и не очень, вплоть до лэптаймера.
BMW F 800 R

В отличие от итальянцев, которые всех вокруг запутали ребрендингом своих «монстров», немцы идут по более традиционному пути. Они как сделали семь лет назад F 800 R, так и делают до сих пор. В прошлом году устроили ему грандиозную переработку, но название осталось тем же. Большим шагом стало избавление от асимметричной двуглазой внешности в пользу более ординарной и привычной «морды» с крупной фарой. Мощнее стала вилка, наконец на достаточно дорогой мотоцикл поставили «перевёртыш».
Впрочем, на характере это принципиально не отразилось. Ходовая часть, в соответствии с изначальной концепцией, рассчитана на новичков, девушек и тех, кто особенно никуда не торопится. Хотя после доработки она стала более предрасположена к быстрой езде. Появилась жёсткость в подвеске, перед поворотами закрываешь «газ» несколько меньше, если надо резко затормозить, руль не проваливается куда-то в район земной поверхности, а предсказуемо приседает. Сам мотоцикл не слишком большой, но места за рулём даже с избытком, всё на своём месте, управление интуитивно понятно. В общем, баварские эргономисты в очередной раз проявили себя с наилучшей стороны.
Двигатель F 800 R к 2015 году основательно переработали, добавили немного мощности и крутящего момента. Не сказать, чтобы это кардинально поменяло ездовые ощущения, не прыжок, а маленький шаг вперёд. Мотор так и остался низовым. Не столько из-за сосредоточения внизу всех пиков, сколько от мелкой вибрации, которая своеобразно массирует стопы и ладони любителям поездить в верхней половине тахометра. Если её перетерпеть, можно разогнать мотоцикл до 200 с небольшим. Правда, под конец цифры на спидометре будут прибавляться медленно и уныло, так что для рекордов скорости потребуется длинная прямая дорога.
Зато тормоза выгодно выделяются из общей массы компонентов. В сочетании с перевёрнутой вилкой они быстро и аккуратно осаживают мотоцикл. А если перетормозить, начинает работать новая АБС с дополнительным датчиком в переднем контуре. Которая должна повысить безопасность торможения до невиданных в этом классе высот.
Большое достоинство F 800 R – с ним легко управляться. Не заправлять в поворот на скорости 200, а ездить по городу со скоростью чуть быстрее потока и не чувствовать себя на грани. Возможно, это не всем нужно, но с каждым годом всё больше людей использует мотоцикл просто для перемещения, и это мотоцикл именно для них. К тому же благодаря плавной езде водитель практически не устаёт. Что тоже можно считать плюсом, когда главная задача – съездить на работу и при этом поменьше устать.
Другое преимущество – богатый набор опций. Напрямую к мотоциклу это вроде бы не относится, но приятно иметь возможность прямо в салоне получить мотоцикл с электронно регулируемой подвеской, подогревом ручек, датчиком давления колёс, кофром под ключ зажигания. Притом что часть этого списка невозможно докупить потом ни за какие деньги. Конечно, ценник в полном фарше начинает приближаться к нейкедам посерьёзнее. Но посерьёзнее не всем нужно, а удобство и безопасность могут быть востребованы как раз покупателями не слишком быстрой техники.
Спарринг

Две недорогие европейские «восьмисотки» начального уровня, два цилиндра, водяное охлаждение, минимум пластика, прямая посадка. Кажется, большой разницы быть не должно. На практике же они отличаются всем, кроме региона постройки и цены. Они сделаны для разных людей и предназначены для разной езды всеми своими особенностями, начиная с посадки и заканчивая мотором. Даже ощутимо вибрирующие моторы вибрируют по-разному. У Ducati это породистая крупная дрожь, которая скорее радует, чем раздражает. У BMW – мелкий зуд, из-за которого не хочется злоупотреблять высокими оборотами. Впрочем, и для «Монстра» верхняя часть диапазона не является основной. Но в первую очередь поскольку основной разгон сидит внизу. Максимальная скорость у «итальянца» повыше и набирается она быстрее, хотя для такой ходовой части её кажется недостаточно.
Королём мотоциклетной электроники обычно считается BMW. На F 800 R стоят опциональные трекшн-контроль и электронная подвеска. Ход разумный, хочется дополнительных удобств – заплати дополнительно. У Ducati «антибукс» стоит уже в базовой комплектации. Полезнейшая возможность для мотоцикла, темперамент которого заставляет «газовать» в полную силу сразу за выездом со стоянки. Тем более покрышки тут Pirelli Diablo Rosso, практически спортивный вариант, который хорошо держит в прогретом состоянии и не очень – на мокрой дороге или сразу после старта. У BMW резина для спокойной и безопасной городской езды. В плане других электронных наворотов Ducati даже опережает BMW. Если как следует покопаться в меню, можно накопать множество интересных пунктов, которые кому-то могут пригодиться. А если и не пригодятся, можно будет гордиться тем, что на мотоцикле есть, например, отсечка кругов, с которой можно ездить по треку.
Кстати, на небольшом треке, скорее даже картодроме, Monster 821 будет выглядеть вполне органично. Поворачивать он готов бесконечно, посадка сравнительно агрессивная, можно поточить об асфальт слайдеры и даже показать неплохое время. F 800 R тоже можно уложить до касания коленом, но это скорее будет из области стантрайдинга. И время круга оказывается безрадостным, так что кольцевая езда рассматривается если только в ознакомительном режиме. Спортивного антуража «дукасу» добавляет даже глушитель. Итальянцы – великие мастера сделать выхлоп с громким породистым звуком, который при этом каким-то чудом укладывается в экологические нормативы. У BMW обходится без чудес. Выпуск шумит еле слышно, да и в плане позитивных пульсаций «рядник» уступает L-твину.
Monster 821 был бы превосходным выбором, если бы не одна особенность. Итальянцы совершенствуют технологии, повышают контроль качества, но всё равно надёжность их техники периодически вызывает вопросы. Причём у разных экземпляров – разные, даже в рамках одной модели. Наш тестовый «Монстр» не дружил с влагой. Проедешь даже не под дождём, а просто по мокрой дороге – мотор начинает захлёбываться и троить. Сколько езжу на мотоциклах, ни разу не встречал таких галлюцинаций. А двигатель F 800 R был многократно испытан не только на этой модели, но и на «Гусях». И проезжал вместе с ними десятки тысяч километров, причём не только по асфальту, но и по грунту разной сложности.
Выбирать между двумя мотоциклами просто. Если хочется быстро ездить по городу и окрестностям, получая удовольствие от собственной крутизны, Ducati Monster 821 – оптимальный вариант. Даже если скоро пенсия и юношеской прыти нет в помине, он заставляет накручивать ручку «газа». Скорости поменьше, чем на старшем «Монстре», но тут можно выжимать из мотоцикла всё, на что он способен.
BMW F 800 R – типичный универсал. На нём можно учиться, можно совершенствоваться, можно ездить, когда за спиной 20 лет стажа. Езда будет не очень увлекательной, зато комфортной и простой. Он поедет на работу, в магазин, на дачу и даже в путешествие, если владелец не слишком привередлив в плане комфорта. При этом не надо будет переживать, что какая-нибудь деталь отпадёт во время дальнего перегона.
За предоставленный мотоцикл BMW F 800 R благодарим компанию BMW Motorrad Россия, www.bmw-motorrad.ru
За предоставленный мотоцикл Ducati Monster 821 благодарим компанию «Русмотоимпорт», www.ducati-russia.ru