Всё это рейв

Всё это рейв

Yamaha MT-10, 2016 г. в.,
998 см3, 160 л. с.,
210 кг (снаряжённая),
1.134.000 руб. (рекомендованная)

Текст: Николай Богомолов
фото: Кирилл Калапов

Yamaha долго выстраивает семейство МТ, обрамляя его с разных сторон моделями разной степени привлекательности. Похоже, в этом сезоне основная часть работы выполнена. MT-10 – топовый нейкед рейверской наружности на базе R1, японский ответ на многолетнее европейское доминирование в этом престижном классе.

Дизайн – вещь, о которой рассуждать сложнее всего. Бывают мотоциклы безусловно красивые, бывают безусловно уродливые. MT-10 – одна из самых неоднозначных на вид моделей из тех, что мне доводилось видеть. И дело в первую очередь в раскраске. Чёрно-серый с кислотно-салатовыми колёсами – единственный вариант, который завозится в Россию, хотя завод выпускает МТ и в нейтральных цветовых схемах. Причём суперглянцевая серая краска напоминает эмаль на кастрюле. На таком мотоцикле классно было бы поехать на рейв середины 90-х, когда в моде были сочетания обуви ядовитых цветов с экстравагантным техно-верхом. Другая ассоциация – американские чёрные гетто. В нынешней Москве же такой мотоцикл выглядит немного странно, иногда даже не хочется, чтобы знали, что это ты на нём приехал.


Реакция окружающих на MT-10 очень неоднозначная, временами полярная. Для чопперистов американского стиля это харам, с которым даже близко стоять не хотят. Поклонникам стилей «Голда в лампочках» и «Буса с длинным маятником», наоборот, очень нравится. Большинство же говорит что-то типа «классные колёса, но верх не очень» или «всё хорошо, но колёса надо перекрасить». Одно можно сказать точно: приличный процент покупателей такой окрас отпугнёт, поэтому в салонах хотелось бы также видеть менее экстравагантную альтернативу. Тем более сами формы, если не смотреть на цвет, у мотоцикла смотрятся хоть и необычно, но привлекательно, особенно светодиодные «глаза» фар.


Но ходовые качества по идее должны перевесить всю неоднозначность экстерьера. Мотор от R1 последнего поколения – что может быть лучшей рекламой? Конечно, лошадиных сил у него отрезали много. Но и осталось достаточно, 160 – значение на уровне быстрых европейских нейкедов. Как обычно, в пресс-релизе объявили, что мощность снизили, но за счёт этого прибавили в характеристиках снизу. На практике это означает ту же ситуацию, что была у FZ1000, «верхи» убыли, «низы» не прибыли. Я пересел на него с МТ-09 и был крайне удивлён тем, что дорогой мотоцикл с четырьмя цилиндрами и серьёзной мощностью по загруженным московским переулкам поехал хуже, чем бюджетная «тройка». Если на большинстве нейкедов Yamaha достаточно вольно распоряжаешься передачами, то здесь на небольших скоростях использовать третью или вторую крайне некомфортно. Первая – не только стартовая, но и ездовая. И это при том, что на МТ-09 я мог обходиться без неё абсолютно во всех дорожных ситуациях и даже поднимал его на заднее колесо на «третьей». Но для MT-10 выбор передачи – вопрос принципиальный. И рассчитывать желательно так, чтобы полоска тахометра находилась где-нибудь за семитысячной отметкой. Если ниже, мотоцикл не едет, да ещё и подёргивается, зато выше начинается самое интересное.


Попав в оптимальную зону, мотор начинает работать, как у трекового спортбайка, от которого он и произошёл. Разгон резко улучшается, и ты наконец понимаешь, где запрятаны обозначенные в ПТС 160 лошадиных сил. Особенно хорошо это видно после 200 км/ч. МТ-09 здесь начинает скучать, а «десятка» только по-настоящему оживает. И до 240 пуляет так, как не каждый нейкед разгоняется в двузначном диапазоне скоростей.


При такой езде без хороших тормозов не обойтись. У Yamaha с этим, как обычно, всё в порядке. Механизмы очень напоминают те, что ставятся на R1. Причём не только внешне, но и по качеству работы. Они не слишком мощно хватают, зато усилие чётко дозируется. Если с этим возникнут проблемы, предусмотрена АБС, которая работает очень корректно. Особенно это касается заднего контура: им просто тормозишь до блокировки, а система сама решает, когда усилия становится слишком много. Из другой электроники – трекшн-контроль. Трёхступенчатый с возможностью быстрого переключения отдельными кнопками. Очень удобно, пошёл дождик или появился песок на дороге, сделал режим почувствительнее, и можешь не переживать за состояние заднего колеса. Если на многих мотоциклах чувствительность трекшна напрямую влияет на интенсивность разгона по сухому асфальту, то здесь серьёзного вмешательства заметить не удалось, все три режима работают примерно одинаково, просто где-то лампочка загорается чаще, а где-то – реже. У режимов двигателя, которые определяют реакцию на ручку «газа», а вместе с ней «злобность» мотора – традиционно неудачное обозначение, «А», «В» и «Std», без инструкции поначалу не очень понятно, какой за что отвечает. В этом плане куда лучше европейские названия вроде «road», «rain» и «race». Но со временем привыкаешь, и это перестаёт быть проблемой. Из электроники явно не хватает разве что квикшифтера. Некоторые конкуренты научились ставить на нейкеды двусторонние приспособления, а здесь даже вверх надо переключаться со сцеплением. С другой стороны, живее будет «коробка».


Ходовая, как и мотор, сделаны по образу и подобию R1. Но здесь взаимосвязь со спортбайком куда заметнее. Это действительно шасси практически как у спортбайка. И это тот компонент, который по всем параметрам сильнее, чем у вышеупомянутого МТ-09. К ней нет ни малейшей претензии. Уважив мощный мотор, её сделали менее склонной к задиранию переднего колеса, чем у других МТ, которые могли, как в мотокроссе, проезжать в свече через ямы и «лежачие полицейские». Здесь баланс шасси, мотора и электроники идеальный, wheelie примерно столько, сколько нужно для чувства очень серьёзного разгона. Что на прямой, что в поворотах ходовая отрабатывает любые дорожные ситуации. Манёвренность близка к идеалу, то есть к спортбайку. От излишних шевелений переднее колесо спасает внушительного вида демпфер. Если вдруг в работе подвески что-то не устраивает, есть масса вариантов настроек. Немного отравляют радость только «кликеры» под шестигранник, который, естественно, найти сложнее, чем привычную отвёртку. С другой стороны, подвеску крутишь не каждый день, сделал и забыл. Накрутить можно даже под трек, где «десятка» гоняет с неплохой прытью, какую не ждёшь от нейкеда, особенно японского. На длинных прямых со скоростями под 300 он, конечно, будет сливать спортбайкам безоговорочно, но в сериях поворотов может немного побороться.


Наконец-то Yamaha достроила вертикаль МТ, где MT-10 занимает верхнюю ступень. Это не значит, что он лучше всех остальных. МТ-07 особенно хорош в скоростном диапазоне 100–150, МТ-09 – 150–200. А козырь «десятки» – режим 200+, где он полностью раскрывает свой характер. То есть это мотоцикл для тех, кто ездит по полупустым дорогам и любит полный «газ». Если же большую часть времени приходится проводить в пробках и на скоростях ниже 150, лучше обратить внимание на что-то другое. Ещё один плюс – безальтернативность. Если хочется топовый японский нейкед на базе большого спортбайка, сравнимый по ходовым качествам с современными «европейцами» вроде BMW S 1000 R, других вариантов практически нет. Хотя хочется верить, что скоро появятся.


За предоставленный мотоцикл благодарим компанию Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru
За предоставленную экипировку Furygan, Scorpion и Rush благодарим компанию «Драйвбайк», www.drivebike.ru, (499) 500–91-91.


< Конь и ланьСпорт-турист >
15 Октября 2016 18:20 Николай Богомолов