Ранняя электричка

Ранняя электричка

Harley-Davidson Shovelhead FLH ElectraGlide, 1979 г. в., пробег 16650 миль

текст: Денис DEAN Панфёров
фото: Кирилл Калапов

Первым среди мотоциклов компании Harley-Davidson электростартер достался трёхколёсному трудяге Servi-car: там проще было разместить большой аккумулятор. Когда аккумуляторы при той же мощности стали меньше в размерах, настало время «электрифицировать» и двухколёсную технику – так появился ElectraGlide.


Недооценивать роль электростартера могут только те неофиты, которым не приходилось до изнеможения и пота, застящего глаза, пытаться оживить заглохший мотоцикл, «раскикивая» его. Особенно если это происходит на скользком склоне или в болоте, где боковую подставку откинуть не получается. Добавим в картину мучений ещё и капризный карбюратор, требующий чёткого исполнения ритуала при заведении мотоцикла, и не оставляющий вам никакого шанса, если вы, к примеру, забыли поднять рычажок обогатителя. Да, со впрыском и электростартером проще: повернул ключ, подождал, пока бензонасос пожужжит, создавая давление в рейке инжекторов, нажал на кнопку и поехал…

Такой не сложный, в общем-то, механизм позволил влиться в ряды мотоциклистов всех тех, кому раньше не хватало сил или смелости оживить большой 1200-кубовый американский V-Twin. Так мотоцикл стал доступнее. Но у «тру» мотоциклистов всё новое, даже самое перспективное и позитивное, по сути, может вызывать отторжение. Поэтому инжекторы прячут в корпус от карбюратора, светодиоды сигнальных ламп на панели приборов скрывают под тёмным пластиком циферблата, и пока они не загорятся, о них и не догадываешься, а на мотор, оборудованный электростартером, устанавливается кочерга кика, которой не пользуешься, но сам факт её наличия успокаивает сердце. Ведь гипотетическая возможность завести мотоцикл с севшим аккумулятором сохраняется.

retro@motopressa.ruТестируемый мотоцикл простоял в гараже полтора месяца без движения в ожидании прихода из Америки новой катушки зажигания взамен сгоревшей старой. Установка катушки и сборка заняла минут 20 – по удобству обслуживания можно поставить высокий балл, сделано всё по уму. Предстояла операция заведения. Сначала прыгали с хозяином по очереди на кикстартере, но безрезультатно. Хотя, нет, какой-то результат всё же был: мы разогнали масло по всему мотору и набрызгали из единственного карбюратора бензина в цилиндры. В результате при нажатии на кнопку электростартера мотоцикл довольно быстро завёлся! С дымом из глушителей и страшными звуками из мотора он поначалу затрясся, как дизельный генератор, но уже через пять–десять секунд срыгнул под себя граммов 300 масла и заработал ровно. Глушим, восполняем потерю свеженьким «Мотулём», заводим снова, прогреваем мотор и выезжаем…

В этом месте всё необычное заканчивается. На ходу 34-летний круизер не сильно отличается от современной продукции компании Harley-Davidson: он такой же тяжёлый, вялый в разгоне и пугающе-неспешный в торможении, но при этом хорошо рулится во всём диапазоне развиваемых скоростей и обладает эластичным мотором, не предъявляющим слишком чётких требований к выбору номера передачи в коробке. Поза за рулём удобная и естественная – не просто так этот мотоцикл выбирали не только службы дорожной полиции и эскорта, но и обычные путешественники-дальнобойщики.

Для ног сделаны не подножки, а платформы, что позволяет немного менять позу за рулём, передвигая ступни вперёд-назад, на передних дугах также стоят дополнительные откидные подножки, куда удобно поставить ноги в дальней дороге на пустом шоссе, когда ты дощёлкал до высшей четвёртой передачи, расслабился и получаешь удовольствие. Если ветер свободы, дующий в лицо, мешает, то подобрать лопух ветрового стекла труда не составит – их выпускают любых размеров, форм и степеней прозрачности!

От качающегося подпружиненного сиденья на «электричке» отказались, посчитав, что гидравлических передней и задней подвесок должно хватить для изолирования водителя от неровностей дороги, поэтому сиденье сделали упрощённым: эластичная толстая пенка, обтянутая кожзамом. Может, с точки зрения эстетики и комфорта это не так удобно, как широкое подпружиненное «тракторное седло», но с точки зрения управляемости стало лучше – теперь водитель и его «конь» качаются на кочках в унисон, а не как раньше вразнобой. Чувство единения с мотоциклом чётко выражено, несмотря на 345-килограммовый вес, широченный руль и большие платформы для ног. «Электричка» хорошо фиксируется коленями за большой 24-литровый бак, обивка сиденья не скользкая, бочкообразные резиновые рукоятки руля не выпадают из рук. При езде по «олимпийскому автобану» Джубга – Сочи и на прямиках, и в шпильках поворотов удавалось поддерживать приличную скорость и получать от этого удовольствие: едет мотоцикл очень по-современному.

Хорошие тормоза на «Харли» были только на мотоциклах под брендом Buell, и наша «электричка» – не исключение. Если помнить, что твоя тормозная динамика находится на уровне «ВАЗ-2101», у которого не было вакуумного усилителя тормозов, то ездить можно. Одного диска спереди маловато, сам он имеет небольшой диаметр, а фиксированный двухпоршневый суппорт вгрызается в него недостаточно активно. Хорошо хоть тормоза спереди гидравлические, а не механические! Так что при любом достаточно резком (а тем более экстренном!) торможении не забывайте задействовать задний тормоз. Он чуткий и отзывчивый, плюс развесовка и немалая масса мотоцикла делают его вклад в дело замедления весомым. Но педаль расположена высоко, и пользоваться ею, не отрывая пятки от платформы, неудобно – приходится поднимать всю ступню в воздух.

Алгоритм включения и выключения сигналов поворотов такой же, как сейчас – по одной кнопке на правом и левом пульте, которые включает поворотник. Выключается он сам после совершения манёвра или повторным нажатием на ту же кнопку – удобно, если честно. Вообще, пульты не перегружены: есть кнопка стартера, «глушилка», переключатель ближнего/дальнего света и кнопка «би-би». Прямоугольные зеркала, расположенные выше, неплохо показывают картинку сзади, не оставляя слепых зон.

Тонкие трубы глушителей заканчиваются красивыми «рыбьими хвостами». Трубы две, расположены они по обеим сторонам мотоцикла. Выхлоп громкий и сочный, басовитый и наглый. Три с половиной десятилетия назад не очень заботились об экологии и тишине. Глушители длинные – они выступают за заднее крыло мотоцикла, давая разместить боковые багажные кофры из толстой воловьей кожи. Внутренний жёсткий каркас этих кофров не дал им потерять форму: смотрятся они очень достойно.

Облик этой ElectraGlide очень похож на Heritage Softail® Classic 2013 года, ну, то есть совсем наоборот. Двухцветная окраска, шины с белыми боковинами, дополнительные фары спереди, кожаные кофры с бахромой – нестареющая классика жанра и предмет зависти и вожделения у владельцев метрических чопперов. На таком модном и красивом мотоцикле вы не останетесь незамеченными на любой тусовке. И пусть у вас не будет шестиступенчатой коробки передач, впрыска, АБС и мощного 103-кубодюймового мотора, но это до последнего винтика настоящий железный Harley, вызывающий уважение. Он самодостаточен, он целостен и закончен. На такой не надо прикручивать хромированную накладку на корпус воздушного фильтра с лозунгом “Ride to live, live to ride” – он и так в курсе: он ездит, он живой. И проездит ещё долго – в этот чугунный монумент заложен такой ресурс и запас прочности, что у него есть реальный шанс пережить большинство только что выпущенных мотоциклов! Любовь, ласка, хорошая смазка – и эта музыка будет вечной!

  

Экипировка для теста предоставлена компанией «ForceAge: камуфляж и снаряжение» (www.kamo-uniforma.ru)


< Х-ФайлМеханика Х >
22 Мая 2013 11:58 Денис DEAN Панфёров