Мотоциклисты стареют. За первое десятилетие нового века средний возраст американского владельца мотоцикла вырос с 40 до 49 лет, с небольшими отклонениями в зависимости от источника статистики. В Европе ситуация похожая, да и в России на два колеса садятся в основном люди в возрасте, пусть и не таком солидном. И людям этим интересны не столько лошадиные силы и килограммы, сколько такое малоосязаемое понятие как харизма. Именно поэтому сейчас наблюдается бум классиков, скремблеров, каферейсеров и прочих ретробайков, которые должны брать за душу великовозрастных мотоциклистов.
Yamaha свой шаг в сторону мотоциклов для души сделала год назад, выпустив необычный XV950, за рубежом более известный как Bolt. А в этом сезоне вывела на российский рынок ещё более примечательную модель XV950 Racer. Построенную на той же базе, но в куда более радикальном ретростиле. И не стоит обманываться названием, оно не про мотогонки, к которым новинка не имеет никакого отношения, а про каферейсерный дизайн и некоторые изменения в органах управления, добавляющие к визуальному вау-фактору эргономический. Приятно, что дух прошлого передаётся не только осязаемыми деталями вроде сиденья, гофров или руля. Есть вещи, незаметные посторонним, о которых вряд ли кто-то узнает, кроме водителя. Например, железные крылья, которые в целях экономии денег и веса могли бы сделать пластиковыми.
Пожалуй, единственная заметная модификация, влияющая не только на внешность и посадку, но и на ходовые качества, – амортизаторы с расширительными бачками, анодированные в золото. Поездившие на стандартной версии XV950 знают, что задняя подвеска там работает не лучшим образом. В новом варианте стало полегче, но тоже не идеально. При виде дорожных неровностей, особенно ям и трещин с острыми краями, лучше сбрасывать скорость и привставать на подножках, поскольку встреча с ними заканчивается железным грохотом и ударом по копчику в сочетании с дестабилизацией мотоцикла, которую в просторечии называют «крестит и колбасит». Вилка тоже изменилась внешне, получив красивые чёрные гофры, но внутренне осталась той же. И всё равно работает передняя подвеска лучше задней, что легко заметить после долгой поездки по раздолбанным дорогам Подмосковья: спина болит намного сильнее, чем руки и плечи.
Управляемость у рейсера совсем не гоночная, что вполне очевидно с учётом его веса и круизерных корней. Если нужно повернуть, лучше это осознать заранее, выбрать траекторию и, встав на неё, проехать без доворотов. Слалом между машинами – тоже не его сильная сторона, ехать хочется прямо, не напрягая себя и мотоцикл манёврами. Маневрировать на малой скорости хочется ещё меньше. На спортбайке узость клипонов компенсируется малым весом мотоцикла. Здесь же мотоцикл тяжёлый, на таком даже с широким рулём балансировать тяжело. А когда равновесие надо поддерживать с помощью коротких трубок, расположенных где-то внизу, даже люди с большим водительским стажем начинают теряться, делать смешные судорожные движения руками, иногда помогая себе ещё и нижними конечностями. Так что потенциальному владельцу нужно смириться с тем, что поначалу он будет передвигаться в стоячих пробках, на парковках и в других узких местах как в школе, неуверенно и с помощью ног. В одном конструкторы пощадили водителя, клипоны поставили не очень низко, а с небольшим подъёмом, так что посадка получается более-менее прямая. К тому же они хорошо проходят между машинами, особенно если развернуть вверх широкие зеркала.
Каферейсерные подножки тоже установлены гуманнее, чем положено по канонам. Они сдвинуты назад по сравнению с болтовскими, но не так высоко и далеко, как должны быть на тру-кофейнике. И почему-то расставлены очень широко, по-чопперному. Получается странная ситуация, которая крайне редко на моей памяти происходила с другими мотоциклами. Ты останавливаешься, ставишь ноги на землю, хочешь аккуратно закатить мотоцикл на парковку, и тут подножки начинают упираться тебе в ноги. Если ставить их вперёд – в икры, если назад – в переднюю поверхность голени. Приходится передвигаться в позе краба, неестественно широко расставив конечности.
Мотор воздушного охлаждения именно тот, какой нужен мотоциклу для души. Обычно вибрации стараются убирать. На XV950 и его рейсерной модификации, судя по рассказам конструкторов, их, наоборот, добавляли, делая жёсткое крепление двигателя там, где по логике обычных мотоциклов должны стоять резиновые амортизирующие прокладки. Добавляли без фанатизма, не до такой степени, как на старых «Харлеях», у которых приходится каждый месяц подтягивать крепёж, а ровно настолько, чтобы вибрации чувствовались, но не раздражали. Получается приятный ненавязчивый массаж, самое то для «ретры».
Динамические характеристики тоже в стиле «ретро». Снять с без малого литра объёма 52 лошадиные силы – достижение как раз на уровне 60-х годов. И «максималка» у него как раз в районе «тонны», то есть 100 миль, то есть 160 километров в час. Зато хорош крутящий момент. Везёт Racer как троллейбус, с любой передачи, ровно и мягко. Выкручивать мотор до звона смысла нет, приятно ехать на повышенных передачах, наслаждаясь подрагиваем больших поршней. Для полного просветления не хватает разве что звука. Со штатным глушителем мотоцикл шумит, как электроскутер, то есть не шумит вообще. Так что прямоток – первый пункт в списке тюнинга.
Причём список этот можно сделать очень большим. Каферейсерский стиль предполагает бесконечный простор для доработок, и XV950 Racer – не исключение. Но и в стандартной комплектации это вполне самодостаточный аппарат. Который поддаётся не сразу, требует некоторого привыкания, зато своим внешним видом и характером даёт массу положительных эмоций. А что ещё требуется от мотоцикла для души?
За предоставленный мотоцикл благодарим компанию Yamaha Motor CIS,