Верхом на ядре

Верхом на ядре

Yamaha FJR1300, 2013 г. в.,
1298 см3, 289 кг, 146 л. с.,
812,000 руб.

текст: Николай Богомолов
фото: Кирилл Калапов

В последнее время Yamaha нечасто балует нас новыми мотоциклами. Вот и FJR1300 – модель давно известная. Однако её достаточно серьёзно доработали, чтобы она снова оказалась на современном уровне, а может быть, и выше.


FJR1300 – первый японский мотоцикл после Gold Wing , в органах управления которого мне случилось потеряться. Причём если на большом турере с сотней кнопок вызывали проблемы экзотические функции вроде подключения гарнитуры, то здесь мотоцикл поначалу даже не получалось завести. Жму на кнопку – стартер молчит, загорается аварийка. Ещё раз – гаснет. Третий – опять мигает. Ну, думаю, умный мотоцикл, как чувствует неисправность, начинает сигнализировать не только водителю, но и всем вокруг. Совсем было решил сдавать его обратно содержателям пресс-парка, но напоследок ещё раз глянул на кнопки. Оказалось, включатель стартера здесь совмещён с выключателем мотора, а на привычном месте под большим пальцем правой руки находится… «аварийка». Конечно, я это запомнил. Но побороть рефлексы получилось не сразу, так что весь день я прокатался с мигающими поворотниками.

С другими кнопками тоже разобраться непросто. Некоторые подписаны, а с некоторыми приходится разбираться методом проб и ошибок. Впрочем, это вполне естественное явление, сопровождающее сложную электронную начинку. Которая здесь уровнем выше, чем на остальных мотоциклах Yamaha . Взять хотя бы приборную панель: в её электронной части реализовано несколько сменных экранов, сообщающих, помимо общепринятых параметров, температуру воздуха, расход топлива и много других интересных данных. Кроме того, на ней имеется индикатор “ Eco ”, который загорается при неторопливой езде на низких оборотах и обозначает максимально экономичный режим работы двигателя.

Правда, с главной технологической «фишкой» получилось нехорошо. Версию с автоматическим сцеплением, которая в своё время опередила на несколько лет «автоматы» от Honda и сделала FJR знаменитым, в Россию больше не возят. Так что пришлось довольствоваться ординарным мотоциклом с МКПП и ручкой сцепления. Впрочем, не сказать, чтобы они сильно напрягали. Передачи переключаются по-ямаховски, длинно и не очень чётко, зато не приходится их часто переключать. Японцам удалось построить на удивление эластичный мотор, который умеет, например, трогаться с третьей передачи и ехать на ней через весь город, не требуя частой работы левой ногой.

А ещё мотор, как и полагается в туризме, работает очень мягко. Конструкторам удалось минимизировать как мощные, бьющие по рукам вибрации больших поршней, так и характерную для оборотистых моторов мелкую, пронизывающую до костей дрожь. Обычно в туристических моторах вместе с вибрациями куда-то пропадают и лошадиные силы. Вот и FJR поначалу не впечатлил. Разгонялся он настолько вяло, что возникли даже некоторые сомнения, не заработал ли какой-нибудь обкаточный режим. Но, как и в случае со стартером, положение спас осмотр кнопок. Нажатие на рычажок “ Mode ”, и из экономичного туристического режима мотоцикл переходит в спортивный. После чего начинает ехать, как и полагается технике этого класса. То есть, открыв полный «газ», ты превращаешь большой и мягкий FJR в натуральный спортбайк. Причём ощущения получаются даже более острые. Во-первых, из-за несоответствия внешности и динамических способностей. Во-вторых, благодаря ровной тяге, которая начинается прямо с холостых оборотов.

При таком разгоне обычно полагается внимательно следить за правой рукой, особенно если прошёл дождь, или самосвал с соседней стройки посыпал дорогу песком и гравием. Но на такой случай у FJR предусмотрен трекшн-контроль. Большой чувствительностью он не отличается: если колесо начинает буксовать, тяга пропадает не сразу, и мотоцикл немного виляет по дороге. Если на других мотоциклах этого класса ты можешь выехать на очень скользкую поверхность типа мокрой грунтовой обочины, открыть полный «газ», и электроника сама повезёт тебя с нужной скоростью, на FJR 1300 такие вольности не проходят. ABS тоже включается не сразу, несколько сантиметров ты всё-таки проезжаешь юзом. Но за это время даже не успеваешь испугаться.

Ходовая часть здесь вполне туристическая, то есть позволяет долго ехать, чувствуя себя человеком. Подвеска настроена достаточно мягко, чтобы не передавать на позвоночник каждую неровность. Но если вдруг захочется поддать «газку», шасси тоже прекрасно работает. Управляемость здесь примерно как на Gold Wing и ему подобных: ты укладываешь мотоцикл в поворот, после чего он чётко едет по заданной траектории, изменить которую уже будет очень сложно. Зато по заранее продуманной линии он пройдёт быстро и надёжно, высекая в апексе подножками искры из асфальта.

Посадка удобная, тело сидит прямо, конечности расслаблены. При желании, например, при многотысячном пробеге, с лёгкостью можно поменять позу: пересесть на пассажирское сиденье или переставить ноги на задние подножки, дав затёкшим мышцам прийти в себя. Также здесь можно регулировать положение руля, сиденья и ветрового стекла. Так что водитель сможет настроить под себя своё место независимо от роста.

Несколько необычно бёдрам. Бак здесь достаточно велик, так что, обхватывая его ногами, чувствуешь себя бароном Мюнхгаузеном верхом на ядре. Впрочем, к этому быстро привыкаешь, а потом ещё и начинаешь ценить. Не потому, что чувствуешь себя в такой позе как-то особенно, а из-за объёма бака. 25 литров – неплохой показатель, особенно учитывая умеренный аппетит. В городском потоке с постоянными ускорениями и остановками при включённом спортивном режиме бортовой компьютер сообщал о расходе в шесть литров на 100 километров. Если же экономить, то есть не слишком быстро ехать по трассе в туристическом режиме, есть шанс протянуть на одном баке 500 километров.

Меня всё время удивлял один парадокс. Почему-то FJR 1300 вызывает полярные эмоции. Люди его либо обожают, либо ненавидят, причём оба чувства так сильны, что попахивают иррациональностью. Я долго пытался их понять, но так в этом и не преуспел. Главной загадкой осталась фыжерофобия. Ни одной откровенно слабой стороны у мотоцикла не обнаружилось. Он быстро едет, употребляет мало топлива, хорошо управляется, прощает вольности в обращении с «газом» и тормозом. На нём удобно сидеть и при этом можно ездить по пробкам. В общем, ни малейшего повода для ненависти. А вот любить FJR есть за что. Он по самую кромку ветрового стекла упакован новыми технологиями, на нём можно быстро преодолевать большие расстояния, не сильно разоряясь на бензин. Он быстрее, чем Gold Wing и комфортабельнее, чем VFR 1200. Занимая нишу между этими полярными представителями туристического класса, FJR 1300 один из самых подходящих вариантов для тех, кто считает, что спортивный туризм – это не только скорость, но и удобство.

  

Мотоцикл предоставлен компанией «Ямаха Мотор Си Ай Эс», тел.: (495) 937-38-10, www.yamaha-motor.ru


< АнтимонополияЕвротуристы >
15 Июля 2013 09:42 Николай Богомолов