Современные тенденции в производстве мототехники явственно дают понять, что наши с вами дети и внуки, скорее всего, предпочтут шумной и чадящей «рушалке» типа Ducati 1199 Panigale или и того веселее Suzuki GSX-R 1000, над которыми их отставшие от жизни родители пыхтят в своих гаражах, что-нибудь мощное, тихое и, чёрт возьми, электрическое. Излишний сарказм? Не думаю. Не сказать, что современная мотоотрасль расступилась пред идеями получать топливо не из бензоколонки, а из розетки. Но «электрички» за сравнительно небольшое время превратились из игрушек в потенциальных участников дорожного движения и продолжают восхождение. Лакмусовой бумажкой в этом случае выступает самая крупная международная выставка EICMA. Соотношение электро- и бензиновых мотоциклов смещается не в пользу последних. В 2013 году техника, сменившая лошадиные силы на киловатт-часы, присутствовала и на отдельной экозоне, и с завидным постоянством встречалась вне её на стендах различных крупных компаний.
Перед вами выжимка из учебников будущего по истории и электротехнике – обзор электроновинок 71 международной мотовыставки EICMA -2013.
Электромотоциклы

Итальянские специалисты из Energica настолько продвинулись в своей работе, что для презентации своего электроспортбайка сумели попасть в расписание первого самого важного дня презентации на E ICMA . В действительности тут есть чем возгордиться! Energica Ego – абсолютный стопроцентный действующий мотоцикл с характерным оригинальным внешним видом, подобающим качеством комплектующих и уровнем элементов тормозной системы и подвески. Со стороны, если специально не заглядывать под пластик, может показаться, что это и вовсе бензиновый аппарат, притом не самый плохой и абсолютно конкурентоспособный. Движущей силой выступает один из самых мощных ныне использующихся моторов – 100 кВт (что в переводе означает примерно 134 л. с.) и 195 Нм крутящего момента. Максимальная скорость – 240 км/ч. Градация суточных пробегов следующая: при средней скорости 80 км/ч – 150 км, при 60 км/ч – 190 км, при 100 км/ч – 100 км. В рамках активной езды на треке батареи иссякнут уже через 50 км. Начало серийного производства ожидается в 2015 г.
Ближайшим соседом Energica по первому пресс-дню является компания, уже успевшая сделать себе имя на производстве электромотоциклов, – Zero Motorcycles. На стенде среди уже известных моделей и спецверсий (шутка ли, но замечены модификации для полиции и скорой помощи), гордо поигрывая глянцевым пластиком, стояло и несколько свежих решений. На 2014 модельный год было решено убрать из линейки внедорожную модель MX . За оффроуд-сегмент теперь в одиночестве отвечает Zero DS – своего рода мотоцикл двойного назначения в стиле супермотарда. На таком и в город не стыдно выехать, и в лесу белки от чадящего выхлопа замертво с веток не попадают. Дорожные «электрички» представлены моделями S , FX и новым электроциклом Zero SR, который является весьма антуражным нейкедом со всеми необходимыми атрибутами в лице алюминиевой рамы, ажурного лёгкого маятника, стильного внешнего вида и современного навесного оборудования. Только вот на месте бензинового двигателя электромотор с показателем мощности в 67 л. с., крутящим моментом 144 Нм и «максималкой» 170 км/ч. Недурственно даже на фоне бензиновых конкурентов.
«Электрички» пробуют свои силы везде. Так на стенде Tacita было замечено три модели для покорения бездорожья: T-R Cross, T-R Enduro и T-R Rally. Естественно, вся троица на электротяге с обвесом из экологических материалов. За основу конструкции взят трёхфазный электродвигатель с крутящим моментом 60 Нм, скомпонованный с пятиступенчатой коробкой передач. На выбор предоставляется два режима отдачи – Eco и Sport. Основные отличия в моделях сконцентрированы на обвесе и комплектах аккумуляторов. Специально под нужды гонщиков создан любопытный аксессуар – прицеп Tacita T-Station, усеянный солнечными батареями (площадь – 18 м2), чтобы заряжать аккумуляторы во время стоянки. T-Station производит 2,5 кВт чистой солнечной энергии.
Электроскутера

Мотоциклы мотоциклами, а любимой основой для разного рода экспериментов по отказу от ГСМ являются скутера. В Милане их было великое множество. И тут пальма первенства принадлежит китайцам. Однако парни из Поднебесной снова сделали правильные выводы, но не те! Зачастую одни набор электродвигателей кочует между стандартными экипажными частями, которые остались по наследству ещё от бензиновых моделей. Право слово, интересного немного.
Предлагаю коснуться лишь самых знаковых проектов. А таковым, без сомнения, является скутер Vectrix VT-1. Электродвигатель крайне лаконично вписан в ходовую часть мидлмакси-скутера. Помимо внешнего вида радует и прогрессивное продуманное оснащение – светодиоды везде, где только можно, графическая приборная панель, мощные тормоза с АБС, планетарная передача вместо ременной. По заявлениям разработчиков, VT -1 является полноценной заменой 125-кубовому скутеру, имея в своём распоряжении запас хода в 88 км и максимальную скорость 100 км/ч.
Продолжаются и эксперименты с нетрадиционным взглядом на мототехнику. Яркий пример – электротрансформер Govecs GIGI. Фактических состояний всего два: чудаковатый мопед с двигателем 600 Вт (скорость – до 25 км/ч, запас хода – 35 км) и большая гиря весом 30 кг (для этого конструкцию надо сложить как велосипед «Кама»), которую удобно класть в багажник автомобиля. Вот только боюсь, смысл такой модульности отчасти в том, что с грустью убирать GIGI куда подальше придётся часто ввиду скромного запаса хода.
Вплотную к образу боевого городского транспорта итальянцев подступил Cerberus Zeus. Под грозным названием скрывается скутер на больших 16-дюймовых колёсах, чем-то напоминающий Piaggio Liberty. Мотор новинки мощностью 5 КВт примерный эквивалент бензиновому двигателю объёмом 125 см3, что само по себе уже интересно. Тем более что заявленная максимальная скорость составляет 95 км/ч, а запас хода – 105 км.
Электровелики

Электровелосипед или электроцикл – удачная огранка для маломощных двигателей. Лёгкое шасси позволяет не тащить с собой лишние килограммы, а наличие возможности вернуться домой, весело покручивая педали, здорово расширяет возможности использования.
В 2013 году небезызвестная компания Caterham заявила об открытии мотоциклетного подразделения. В списке анонсированных моделей значатся два электроцикла: Classic E-Bike и Carbon E-Bike. О серийном производстве говорить пока ещё рано. Концепт Classic E-Bike – это размышления на тему ретромотоцикла. Внутри фальшдвигателя установлены аккумуляторы, которые питают небольшой электромотор. В зависимости от скорости передвижения запас хода составляет примерно 50–80 км. Концепт Carbon E-Bike – футуристичный электровелосипед, соединяющий в себе гоночные технологии и неплохой внедорожный потенциал. О достоверной начинке данных пока нет, но предоставленные опытные образцы уже сами по себе интересны как со стороны общей идеи, так и методами её воплощения.
В прошлом матёрые воротилы скутерного мира из Italjet пытаются привлечь к своей персоне внимание посредством целой линейки электровелосипедов. За всех старается один и тот же моторчик 0,25 кВт 17,5 Нм, а на его базе уже выстроено несколько велосипедов разной направленности: Diablo , Diablo - Savanna , Diablo - Eagle , DiablOne , Lady Bita и Lady Diablo . Также засветились два винтажных скремблера, выполненных на велосипедной основе, но не имеющих в своём распоряжении педального узла.
Заключение

Безусловно, было бы интересно попинать реальных знатоков электроотрасли вопросом «Что делать дальше?». Но как таковых матёрых электроскутеристов и электромотоциклистов нет даже в Европе. Кто знает, может, лет через …дцать увидит свет спецвыпуск нашего издания под названием «Мотоэлектроэксперт», со страниц которого Коля Богомолов расскажет нам, каково ездить на электроснегоходе, а Денис Панфёров поведает о новых моделях электромотардов и каферейсеров.
< НеожиданныйСтейк «Нью-Йорк» >