В этом сезоне у BMW Motorrad большой праздник, 90-летняя годовщина мотоциклетного производства. В её честь была выпущена юбилейная ретромодель R NineT. «Мотоэксперт» побывал на берлинской фабрике, проследил за этапами создания новинки и увидел торжественный сход с конвейера первых экземпляров.
Поначалу мотоциклы BMW , как и машины, производились в Мюнхене. В 1939 году в берлинском окраинном районе Шпандау была открыта новая фабрика, занятая производством самолётных моторов. В 1945 году её практически полностью разрушили, но сразу же после окончания войны началось восстановление. Завод, оказавшийся в Западном Берлине, начал производить товары первой необходимости самого разного типа для разрушенной страны. К 1949 году началось изготовление деталей для мюнхенской мотоциклетной фабрики.
Резкий рост популярности машин BMW потребовал разделения автомобильного и мотоциклетного производств. Поэтому с 1969 года вся двухколёсная техника стала выпускаться в Берлине. Размеры завода постепенно увеличивались, в 2001 году он выпустил миллионный мотоцикл, а в 2006 установил новый рекорд – более 100000 мотоциклов за год. Сейчас там работает 1900 сотрудников, способных производить до 600 мотоциклов в день. Территория завода напоминает небольшой город. Помимо непосредственно производственных цехов, здесь имеется гигантский склад, конструкторское бюро, коммуникационный центр, медпункт, спортзал и крупная пожарная часть.
Несмотря на повальную глобализацию, мотоциклы BMW можно назвать если не чисто немецкими, то уж точно европейскими. Потому что 65 % комплектующих производится в Германии, 30 % закупается у других европейских производителей, и только совсем небольшой процент поставляется из других частей света. Причём немецкая часть компонентов по большей части производится в Шпандау.
Начиная с компонентов мотора и трансмиссии. На все детали наносится уникальный код, по которому можно определить, где, когда и кем они были изготовлены. Динамометрические ключи подключаются к базе данных, из которой скачивают информацию о моментах затяжки. Один из самых ответственных этапов – производство коленвалов. Готовую цельную деталь устанавливают на специальный стенд, который проверяет её на вибрации и биение. После этого в щёках сверлятся отверстия разного количества и глубины, позволяющие идеально отбалансировать деталь. Разъёмные шатуны тоже проходят тщательную проверку на расстояние между отверстиями, диаметр отверстий, вес и развесовку.
Готовые детали раскладываются по ящикам, которые отправляются к сборщикам. Понять, все ли детали установлены на место, очень просто, после выполнения этапа ящик должен быть пустым. Сборщику нужно не только ставить на место свои компоненты, он ещё и обязан проверять работу предшественника. Двигатель проходит через несколько стадий автоматического контроля качества. Головы отправляются на пневмостенд, где в них под большим напором подаётся воздух. Если за 10 секунд его давление уменьшится ниже определённого предела, под клапаны будут установлены другие шайбы автоматически вычисленного размера. Потом похожим способом проверяется на герметичность уже весь двигатель. Наконец, электромотором коленвал раскручивают до 3000 оборотов и проверяют давление в масляной системе и системе охлаждения, а также массу других параметров. В целом на сборку одного мотора уходит от полутора часов для простых моделей до шести для шестицилиндровых.
Готовый и протестированный двигатель по специальному рельсу под потолком отправляется на сборочный конвейер. Там его как самую тяжёлую деталь ставят на подставку и отправляют в путь по цеху, где рабочие навешивают всё остальное оборудование. После так называемой процедуры женитьбы, соединения двигателя с рамой, на конструкцию, уже более-менее напоминающую мотоцикл, ставят подвеску. Причём вилку с золотистым анодированием закрывают от случайных повреждений чехлом. Подставка вместе с мотоциклом вращается, так что сборщики могут повернуть её под нужным углом, чтобы добраться до труднодоступных мест и поставить амортизатор или кардан.
Самой технологичной деталью NineT , своей главной гордостью, на заводе считают не мотор, не подвеску и не электронику, а алюминиевый бензобак. Он не просто мало весит и не боится коррозии, но ещё и выполняет роль визуального центра мотоцикла. Сваривают бак из двух половинок, шов между ними тщательно полируют. Красят бак лишь частично, отдельные поверхности просто покрывают прозрачным лаком, чтобы была видна красота чистого алюминия. Чтобы покрытие лучше держалось, была разработана специальная процедура его нанесения.
Особое внимание на заводе уделяется контролю качества. После сборки мотоцикл загоняется на стенд, где проверяется около 1000 параметров. В том числе уникальный прибор проверяет на специальном барабане работу тормозов и АБС каждого мотоцикла. Кроме того, на мотоцикле сидит человек, который своими органами чувств пытается определить неисправности по необычному запаху, звуку, вибрациям и прочим симптомам, которые не может распознать машина.
При всей своей кажущейся издалека винтажности, в ближайшем рассмотрении у NineT обнаруживаются вопиюще современные детали. Особенно бросается в глаза пластиковый хвост с самыми обычными фонарями. Глушитель выглядит более-менее ретрообразным, но звук у него почти как у электроскутера, то есть превосходит самые строгие шумовые нормативы. Поэтому производитель разработал комплект тюнингового оборудования, а чтобы его проще было устанавливать, сделал обвес легкоразборным.
В чём мы убедились своими глазами. Стандартное сиденье достаточно быстро снимается почти на всех мотоциклах. Но здесь за считанные минуты также демонтируется весь пластиковый «хвост» и подрамник. Вместо которого устанавливается одноместное сиденье с красивой заглушкой-бардачком на пассажирском месте. Заодно благодаря укороченному подрамнику открывается вид сверху на заднее колесо. Также специально для NineT был разработан глушитель Akrapovic . Причём с двумя вариантами, стандартным и завышенным, скремблерного типа. Процесс установки всего вышеперечисленного оборудования занимает около 20 минут. То есть можно использовать для повседневной езды одноместный вариант, а при необходимости съездить куда-нибудь с пассажиром, быстро вернуть стандартные детали.